Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Эту технологию обработки снимков в СССР называли эффектом Кунина. Перед вами — авторские работы художника мирового уровня, нашего земляка и ветерана Великой Отечественной войны Павла Кунина.

Истинные ценители фотографии получили редкую возможность ознакомиться с работами автора — в Доме архитектора проходит выставка «Память о мастере». Инициатор — фотоклуб «Караганда», одним из самых активных членов которого Павел Семенович был с начала его возникновения в 1961 году. С 1970-го по 1985 год он и сам возглавлял творческое объединение, которое при его председательстве получило звание «Народный самодеятельный коллектив».

Фотография не была его профессией — с 1953 года, когда Павел Семенович переехал с семьей в Караганду, и вплоть до выхода на пенсию работал художником-оформителем в «Центрказгеологии». Но так он жил — разглядывая мир в объектив и даря всем свое видение мира.

Художник родился 26 февраля 1925 года в Тамбовской области. Тяга к творчеству проснулась в нем в раннем возрасте. Любил рисовать, всегда помогал оформлять к праздникам класс и школу. Когда началась война, Павел со сверстниками, стариками и женщинами трудился в колхозе на благо Победы. И только в январе 1943 года, незадолго до 18-летия, его призвали в Красную Армию. С оружием в руках прошел от Сталинграда до Берлина, за боевые заслуги был награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Кроме того, является кавалером ордена Красной Звезды — 5 мая 1944 года под станицей Славечной, дежуря у своего зенитного комплекса, сбил вражеский самолет.

Он прошел боевой путь до победного — 2 мая 1945 года принимал участие в завершающей части штурма Берлина и на стенах Рейхстага написал: «Я с Тамбовщины! Знай наших! И не замай!» После окончания Великой Отечественной войны еще пять лет служил в Германии в штабе 8-й гвардейской армии.

Тогда-то и состоялось первое знакомство с фотографией. Напротив здания штаба располагалось фотоателье. Однажды работавший там немец пригласил военно

служащего в лабораторию, где он увидел процесс получения изображения на бумаге. Вплотную погружением в тайны искусства занялся уже в Караганде. И добился невероятных высот, дойдя до звания «Выдающийся художник FIAP» (Международная федерация фотографического искусства, находящаяся под эгидой ЮНЕСКО). Павел Семенович принимал участие в более чем 400 выставках в Советском Союзе и за рубежом. Как отмечают организаторы карагандинского вернисажа, каждое четвертое мероприятие приносило ему золотые, серебряные или бронзовые награды. Кроме того, его работы экспонировались в 41 стране мира и шести союзных республиках. Авторские выставки проходили в 15 городах СССР, а также испанском Сан-Себастьяне и итальянском Пескаре.

Разглядывая их, понимаешь, почему, на первый взгляд, сложно поверить, что это классическая черно-белая фотография. Человеку непосвященному может показаться, что снимки тщательно обработали в графическом редакторе.

— Все представленное здесь — оригиналы: бромосеребряная печать на настоящей фотобумаге. А эффект, которого добился Павел Семенович, в Советском Союзе был известен как эффект Кунина. Это сложный процесс: с маленького негатива делается большой позитив на пленке, с нее — другой негатив и так далее, — объяснил Болат Аймагамбетов, идейный вдохновитель возрождения фотоклуба «Караганда».

Кстати, именно благодаря ему творческое объединение стало хранителем наследия маэстро. Несколько лет назад его внук (кстати, тоже фотограф) Трофим Кунин передал ему фотографии, литературу, каталоги, негативы и награды.

— Я наивно полагал, что речь идет о паре пакетов, а пришлось заказывать грузовую «ГАЗель». Я перевез все это к себе, а потом, когда мы организовались как фотоклуб, отдал все сюда. Это уникальный архив. Павел Семенович — классик черно-белой фотографии, — рассказал он.

— Его особенность заключалась в том, что он работал в стиле фотографики. Она тоже жизненная, то есть фиксирует какой-либо объект или факт. А затем дорабатывается в стилевом смысле — работе придается графическое звучание, что позволяет обострить выразительность, — поделился художественный руководитель фотоклуба Юрий Варыгин.

Путь мастера к графике был непростым. Как отметил Ю. Варыгин, тогда велись жаркие споры по поводу того, можно ли вообще считать этот жанр фотографией. Ввиду отсутствия учебных пособий и тематических журналов все связанное с использованием изогелия, соляризованных изображений и комбинированных отпечатков Павлу Семеновичу приходилось постигать самому. И, будучи открытым, дружелюбным и искренне любящим жизнь, он делился полученным опытом с товарищами по объективу.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

inkaraganda.kz