Сегодня: 25.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Вынесенные в заголовок эпитеты взяты из характеристики офицера Красной Армии Миргали Нургалиевича Нургалиева, отраженной в его наградном деле для представления на орден. Бесценный документ времен Великой Отечественной в редакцию принес сын героя Рауль Миргалиевич Нургалиев, который рассказал много интересного и даже удивительного как об отце, так и о матери Рабиге Касымовне Богдановой. Приводим его повествование полностью.

-- О своих родителях я вспоминаю не только с теплотой, но и с гордостью, а еще с болью, потому что их юность и молодость выпали на тяжелые времена революций и войн, и ясных, по настоящему светлых дней у них было немного, - говорит Рауль Миргалиевич. - Папа рос сиротой и батрачил на баев. Жизнь мамы тоже не изобиловала подарками судьбы, но каждый из них стремился к лучшему, оба много работали, учились.

В 1935 году отец закончил Петропавловский сельскохозяйственный техникум, однако применить на практике полученные знания не удалось, почти сразу он был призван на действительную военную службу, а после демобилизации его направили в Алматинское высшее пехотное училище, поскольку началась Финская компания.

Училище отец окончил в звании лейтенанта перед самым началом Великой Отечественной войны. 21 июля 1941 года ушел на фронт. Там он был командиром минометного взвода, а впоследствии командиром минометной роты уже в звании капитана. Попадал в окружение, неоднократно был ранен.

Мне врезался в память эпизод его воспоминаний о том, как они, отрезанные от основных сил, пробирались по занятой врагом территории, прятались, голодали, но оружия не бросили, мирных жителей не грабили.

О самих боях рассказывал редко и неохотно, однако сохранившиеся наградные листы и Почетные грамоты лучше всего повествуют о том, как он воевал – у отца двенадцать благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Вот описание только одного из его подвигов:

- «В бою за город Карноград , где противник оказал сопротивление и предпринял несколько контратак. Тов. Нургалиев огнем своего минометного взвода трижды отражал вражеские контратаки, уничтожив до взвода вражеской пехоты. Сам лично тов. Нургалиев ведя огонь из миномета подавил три огневые точки противника…», - это выписка из наградного листа на Орден Красной Звезды, которую получил отец.

Зачитаю еще один документ, сохранившийся в нашем семейном архиве.

- «В боях за село Суха Краковской области 23 января 1945 года Нургалиев со своей ротой огнем из минометов беспрерывно поддерживал стрелковые роты. Лично сам готовил данные для огня и корректировал его по закрытым целям противника, в результате чего рота тов. Нургалиева уничтожила 6 пулеметных, точек врага, 5 автомашин с боеприпасами, 17 повозок с различным военным грузом и уничтожила до 30 немецких солдат и офицеров.

Смелый, решительный, волевой, тактически грамотный офицер. Достоин правительственной награды – Ордена Отечественной войны 1 степени».

Но и после Победы и капитуляции Германии война для отца не закончилась. После взятия Кенигсберга (ныне Калининград) отец был назначен заместителем коменданта города, и решал многие хозяйственные и тактические вопросы.

Домой вернулся лишь в конце 1946 года, жил и работал в Караганде, а затем в Сарани, преподавал в сельскохозяйственном училище, а после устроился мастером в Центральную электро-механическую мастерскую на шахте № 101, позже «Сокурская», вел партийную работу, одно время даже работал в горсовете, но решил, что кабинетная работа не для него и вернулся на производство.

Мама тоже закончила перед войной техникум - кредитно- финансовый, и, сколько я себя помню, работала кассиром. С отцом она познакомилась еще будучи студенткой в клубе на танцах, куда пришел и только что демобилизовавшийся бравый старшина. Познакомились, очень понравились друг другу – оба были стройными, красивыми, веселыми - поженились. Да только счастье длилось недолго. Отца забрали в училище, мама ждала ребенка, но родившаяся вскоре девочка, моя сестра, прожила совсем недолго.

А вскоре на борьбу с врагом призвали и маму. Из активных комсомольцев сотрудники НКВД сколачивали группы и отправляли их в те области Казахстана, где орудовали диверсанты. И мама попала в Южный Казахстан, в Чимкент, ныне Туркестан, где, как рассказывала, они, молоденькие девчонки, выслеживали и вылавливали парашютистов.

Как вспоминала мама, заброшенные врагом диверсанты, травили воду и скот, пытались подорвать станции и железные дороги. Эти заброшенные в глубокий тыл шпионы, были хорошо обучены, и что самое страшное, нередко оказывались того же обличья, что и местные жители, и их было трудно отличить и разоблачить. К счастью, опасная командировка продлилась всего несколько месяцев, и мама вернулась домой живой и здоровой. Долгое время об этой секретной операции она говорить не могла, поэтому мне очень мало известно подробностей, удалось ли ей лично пленить хоть одного диверсанта, и сколько ее подруг отдали жизнь за наше мирное небо.

После войны родители (оба были родом из Петропавловска) осели в Сарани. У них родился я. Воцарилась мирная спокойная и интересная жизнь. Но израненный отец очень рано ушел из жизни, так и не дождавшись внуков. Но я рассказывал им об их героических бабушке и дедушке, а сейчас передаю те небольшие, известные мне отрывки их ставшими легендами биографий уже их правнукам и праправнукам. И я не перестаю им повторять, какими замечательными людьми были Миргали и Рабига, были честными и открытыми, отстаивали правду, добросовестно трудились, и, естественно, мечтали о мире и счастье для нас.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА