Сегодня: 25.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Слово «экстремизм» восходит к латинскому extremus - крайний, чрезмерный. Соответственно, экстремизмом называют приверженность крайним, выходящим за определенные рамки, взглядам, радикальным методам достижения своих целей. Экстремизм обычно проявляется в фанатичной приверженности определенной идеологии, нетерпимости к чужим взглядам, отрицании распространенных в обществе ценностей и установок, склонности к насилию и так далее.

Как теория и практика экстремизм может формироваться на самой разной почве. Скажем, на почве идеи этнического (национального) превосходства, социальной вражды, либо религиозных убеждений. В каждом из этих случаев на путь радикализма, агрессии, противопоставления себя обществу людей толкает целый комплекс причин разного характера. Чаще всего, это неудовлетворенность своим положением, ущемление социальных или иных прав, политико-правовые конфликты и т.д. Как правило, причиной собственного ущербного положения такие личности считают определенную социальную, этническую или религиозную группу.

Как правило, это ведет к активному неприятию социальных порядков и политического устройства общества. Крайне правые и крайне левые группировки отвергают действующие государственные институты. Расистские, националистические группировки считают виновными во всех бедах общества представителей других национальностей или беженцев. Если говорить об экстремизме на почве религии, то в данном случае радикалы отвергают либо, выхолащивают ценности традиционных вероучений, абсолютизируют отдельные постулаты, догматизируют духовную практику. При этом они отрицают как гуманистическое содержание религии (ислама, христианства, буддизма), так и многовековую практику мирного сосуществования представителей разных вер. Причем радикальные течения зачастую борются не только с представителями других религий, но и с единоверцами, которые придерживаются более умеренных взглядов.

Причины экстремизма кроются во множестве социально-экономических, политико-правовых, идеологических факторов. Что касается отсутствия знаний о сути религий – это не столько причина, сколько условие, способствующее радикализации личности. Человек, не знающий основ вероучения и истории собственной религии, плохо знакомый со священными книгами, легко поддается манипуляциям, сомнительным трактовкам. Такой человек – идеальный объект для вербовки в любые деструктивные группировки.

 В большинстве своем люди, попадающие в деструктивные общины, не стремятся к насилию, радикальным действиям и, тем более, к терактам. Действительно, они могут быть разочарованы своей жизнью, невозможностью самореализоваться. Многие из них искренне верят, что новое окружение даст то, чего им не хватает в обществе, в своей семье, в привычном окружении. Это обычные, понятные всем установки. Например, безработные молодые люди хотят найти работу, материальную поддержку, жилье. Девушки думают, что в новой среде им удастся создать семью, причем супругом, будет верующий человек, который придерживается строгих моральных принципов, не подвержен вредным привычкам и т.д. Да и те, кто зовет их к «новой» жизни, вряд ли расскажут, какую цену придется заплатить за это. Реалии таковы, что радикализация происходит постепенно, людей отрывают от родных и близких, многие порывают с учебой или работой. Постепенно формируются антиобщественные установки, внушаются такие цели, как борьба с неверными, самопожертвование ради абстрактных (чаще всего, ложных) целей, агрессия в отношении инакомыслящих.

Отмечается, что сегодня, в век цифровых технологий, когда практически у каждого человека есть какой-либо способ выхода в сеть интернет, существует соответствующая высокая опасность потребления опасной информации. Особенно эта опасность высока в отношении молодежи, у которой нет четких мировоззренческих представлений, нет необходимого жизненного опыта и банальных знаний, чтобы отличить истинную информацию от ложной (фейки).

А подготавливают фейковую и вредную информацию люди взрослые и профессиональные, которые обладают всем тем, чего нет у молодежи: необходимые знания и навыки, в особенности навыки по влиянию на сознание конкретной возрастной группы.

В их арсенале представлены разные «эмоциональные крючки», на которые можно поймать молодого человека, горящего желанием «позитивных изменений». Как показывают исследования, наиболее популярным крючком для молодежи является идея «равного и справедливого общества». Особенно отметим, что сегодня многие люди в принципе, не только молодежь, подвергаются так называемой «иллюзии знания», когда происходит восприятие разрозненной, необдуманной, непроверенной информации в качестве достоверного знания. Избыток таких непроверенных знаний приводит к самообману.  Для одних причиной вступления в ряды экстремистов могут служить уже указанные – малограмотность и психоэмоциональные проблемы, для других -социальный и материальный фактор оказываются важнее. Поэтому – реализация мер по общему улучшению благосостояния и качества жизни граждан, в купе с информационной грамотностью и безопасностью способны помочь в профилактике экстремизма в обществе.

Обязанностью каждого взрослого человека является внимательное отношение к состоянию своих несовершеннолетних родных и друзей, так как любые резкие изменения в образе жизни, поведении, могут свидетельствовать о негативном состоянии, которое может способствовать вовлеченности в какую-либо вредную идеологию, в том числе – экстремистскую.

Г. Далабаева,

инспектор по делам молодежи МРЦ г. Сарани