Сегодня: 20.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Проблема религии в светском государстве является актуальной в любом демократическом многоконфессиональном обществе, где имеется повышенный интерес к духовности, особенно среди молодежи. Здесь наиболее острой является тонкая грань невмешательства государства в дела религии, личный духовный мир человека  с одной стороны, и защита государством  общественной безопасности и собственной государственности от деструктивных разрушительных религиозных идей, которые перерастают в экстремистские.

Светский характер государства означает отделение государства от религии и  религиозных организаций, их невмешательства в дела друг друга. В свою очередь уважение и веротерпимость к религиям способствует созданию светского типа гуманизма в обществе, формированию гражданина, патриота своей страны. При этом предполагается укрепление национальных традиций и обычаев, консолидация общества в целом на основе традиционных ценностей.

Свобода совести дает возможность каждому гражданину самоопределиться со своей духовной или религиозной жизнью, равенство религиозных верований не допускает любой вид дискриминации по отношению к религиям, государство не отдает предпочтение ни одной из религии, действующей на ее территории, политическая власть не вмешивается во внутренние дела религиозных организации. В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам.

С другой стороны, религия, является одним из важнейших компонентов духовной жизни любого общества. Она дает человеку смысл жизни, связывая его с Богом или высшими духовными силами. Религиозность, как форма мироощущения, присуща человечеству с самой зари цивилизации и в той или иной форме сопровождает его на протяжении всей истории цивилизации.

В то же время, под прикрытием религиозных идей, происходит распространение радикализма, на что государственные структуры не могут не реагировать, тем более, что, главной жертвой манипулирования сознания становятся молодые люди. Прежде всего, в деструктивные религиозные сети попадают те, кто имеет самое поверхностное представление о традиционной религии, в чьих семьях была прервана связь религиозных традиций предыдущих поколений.

Сегодня знания необходимы, чтобы уберечь молодежь от увлечения всевозможными культами, где авторитет «учителя» заставит их совершать опасные антиобщественные действия и заменяет любовь к Отчизне любовью к культу. В некоторых организациях нового направления присутствует мощная коммерческая основа. Организаторы такого рода формирований обещают своим молодым последователям духовные, социальные, материальные блага в обмен на полное беспрекословное подчинение идеологии и дисциплине группы и поклонение ее лидеру. Нетрадиционные религиозные организации самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить в свою веру. Исследования показывают, что каждому попавшему в такую организацию наносится серьезный вред. И, когда человек все-таки решит покинуть организацию, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, и эту проблему он, к сожалению, не всегда в состоянии решить самостоятельно.

В Саранском высшем гуманитарно-техническом колледже имени Абая Кунанбаева особое внимание уделяют информационно-разъяснительной работе по профилактике религиозного экстремизма. На факультативных занятиях религиоведения и светской этики студенты знакомятся с историей возникновения и развития религий. Систематически организовываются встречи молодежи с экспертами религиозно-правовых консультаций. Организовано тесное сотрудничество со специалистами ГУ «Управление по делам религий Карагандинской области». Преподаватели колледжа принимают участие в семинарах-тренингах по профилактике религиозного экстремизма. Посредством такой  целенаправленной  работы, в том числе, до молодежи доносится мысль о том, что ответы на духовные вопросы надо искать не в интернете, не через случайных «проповедников» или религиозную литературу неизвестного издательства, а только через обращение к духовным лицам в мечети или церкви.

Таким образом, чрезвычайно важны нормальные конструктивные отношения государства с верующими, и, прежде всего с молодежью. Проявлением религиозного возрождения стало возрастание конфессионального фактора в общественно-политической жизни нашего государства. На сегодня религия может выполнять и выполняет функции инструмента социальной консолидации и политической мобилизации. В этом значении традиция становится одной из основополагающих частей современного общественного устройства и, в конечном счете, и ее стабильности.

Ж.Жаяубаев,  зам.директора по ВР СВГТК,

Ю. Загайнова, преподаватель социально-политических дисциплин СВГТК