Сегодня: 22.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Согласно исследованиям американского института общественного мнения Gallup International свыше 60% населения планеты, считает себя верующими людьми и живет в светских государствах. Но только 25% стран последовательно придерживается светских принципов. Остальные государства в той или иной мере допускают вмешательство в дела религии. В связи с этим возникают вопросы – в чем же именно заключаются принципы светскости и где находится допустимая грань вмешательства государства в дела религии?

В нашей стране, например, принцип светского характера государства закреплен в первой статье Конституции, которая гласит, что: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Таким образом, являясь конституционным принципом, светскость Казахстана не просто констатирует действительность, а носит нормативный характер, тем самым определяя общую направленность конституционно-правового регулирования общественных отношений.

Следует отметить, что в мировой юридической науке нет единого, общепринятого определения термина «светское государство». Однако, при этом, можно выделить определенные принципы, присущие всем светским государствам. Они заключаются в следующем: 1) никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной; 2) все вероисповедания признаются равноправными; 3) все религиозные объединения отделены от государства и равны между собой, государство не вмешивается в дела религиозных объединений и не возлагает на них осуществление государственных функций; 4) государство гарантирует свободную деятельность религиозных объединений при условии соблюдения ими Конституции и законов, а религиозные объединения не вмешиваются в работу государственных органов и не занимаются политической деятельностью. Но, несмотря на определенные общие принципы, культурно – религиозные особенности и традиции неизбежно накладывают значительный опечаток на модели светскости в разных государствах. Так, например, светскость в таких странах как Турция, Мексика, США, Япония и Китай значительно различается между собой.

Кроме того, вызовы и противоречия XXI века, такие как глобализация и проблема сохранения национальной идентичности; международная социальная, политическая, экономическая и культурная интеграция и проблема международного терроризма ставят перед рядом государств вопрос контролирования религиозных прав и свобод. Необходимость такого контроля связана с тем, что с одной стороны, в поликонфессиональных обществах (к числу которых относится и наша республика) в первую очередь именно государство обязано обеспечить мирное сосуществование разных религий. С другой стороны, отделение церкви от государства не исключает их взаимодействия и не препятствует государственной поддержке официально признаваемых, культурообразующих религий. Именно эти факторы препятствуют формулированию единого для всех стран термина «светское государство» и создают разнообразие моделей светских государств.

Н. Максименко,

директор

КГУ «Школа-гимназия № 17»

города Сарани