В Казахстане с первых дней Yезависимости создана своя уникальная модель светского государства, отличающаяся активной государственной политикой по формированию и поддержанию межрелигиозного мира и согласия. Основа светского государства - свобода совести, равенство религиозных верований, нейтральность политической власти по отношению к религиозным конфессиям. Светское государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений. Религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества, а верующие – полноправными гражданами Республики Казахстан.
Это предполагает, что ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика проводится исключительно в интересах всего общества без отдачи каких-либо преимуществ в пользу определенных религий и их последователей.
В нашей стране в мире и согласии проживают представители 18 религий.
Мы должны понимать, что принцип управления государством, основанным на светских началах, является уникальной и единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничном государстве, коим сегодня является Казахстан.
Моделью, которая обеспечивает, помимо духовного развития общества, позитивный прогресс во всех различных отраслях страны: науке, культуре, образовании и пр.
Наше государство в одинаковой степени уважительно и корректно относится к религиозным конфессиям и объединениям, действующим на территории нашей страны, и не вмешивается в их внутренние дела, если они ведут законную деятельность. Особенно это касается вопросов догматики – веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов. Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии.
В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Основном законе, международных актах и Соглашениях о правах человека.
Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности;
не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. Конституция гарантирует каждому свободу совести, а также запрещает любые формы дискриминации по религиозному, этническому и иным признакам.
Свобода совести означает право каждого гражданина самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям. Обеспечение реализации прав человека на свободу вероисповедания граждан относится к жизненно важным интересам Республики Казахстан как поликонфессиональной страны и является одним из ключевых составляющих его демократического и правового развития. Казахстан в своей деятельности опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека. Казахстанская нормативная база в сфере обеспечения свободы религии и вероисповедания соответствует общеевропейским и мировым демократическим стандартам.
Реально складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Казахстан приобретает характер сотрудничества (партнерства) на основе четкого разделения их функций. Эта система взаимоотношений позволяет религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества, тем самым открывая предпосылки для гармоничного сочетания светских и религиозных правовых принципов. Благодаря такому подходу, сотрудничество государства и религии предполагает совместную деятельность в таких областях, как:
— миротворчество на межэтническом и межконфессиональном уровнях;
— дела милосердия и благотворительности;
— совместная реализация социальных программ;
— охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия;
— деятельность по сохранению окружающей природной среды;
— совместная поддержка института семьи, материнства и детства.
Закон не ограничивает права религиозных объединений на распространение вероучения, а регулирует исключительно механизм работы миссионеров. Зарегистрированным в Казахстане религиозным объединениям созданы все условия для приглашения зарубежных миссионеров для работы в страну и их религиозной деятельности.
Рост значимости религиозного фактора в жизни современного казахстанского общества очевиден. Его динамика и особенности выражаются в следующих формах: усиливается влияние религии на многие сферы социально-политической жизни; возрастает воздействие религиозных объединений на повседневную жизнь широких кругов населения; расширяется сфера религиозного образования, укрепляется его финансовая и материальная база; активизируется миссионерская и пропагандистская деятельность в Казахстане религиозных организаций из различных зарубежных стран.
В республике между представителями различных религий и конфессий сформировались благоприятные условия сосуществования и эффективного взаимодействия. Модель межконфессионального отношения в Казахстане стала уникальным примером для других стран. Общеизвестно, что богатство мира заключается в его уникальном многообразии.
Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками здесь жили и трудились вместе представители разных народов и этносов.
Казахстан – многоконфессиональная страна с преимущественным проживанием мусульманского населения. Поэтому сохранение мира между конфессиями является одной из важных задач государства как основы Независимости. Поэтому сегодня светскость является залогом духовного развития Казахстана. Отсюда вывод, что по целому ряду причин светская модель государственности как таковая – безальтернативна для Казахстана.
Г. Далабаева,
инспектор по вопросам
религии МРЦ г. Сарани