Среди людей, которых казахстанцы приводят в пример своим детям и внукам, несомненно, долгое время были герои Великой Отечественной войны. Время неумолимо бежит, оставляя позади имена тех, кто когда-то отстоял Родину в боях с фашистами. Задача старшего поколения - не позволить забыть подвиги прославленных героев. Среди этих имен особое место занимает дважды герой Советского Союза Талгат Бегельдинов, чей 100-летний юбилей со дня рождения наше общество отмечает в этом году. Прославленный летчик - штурмовик является олицетворением мужества, самоотверженности и героизма, подвиги которого никогда не забудут благодарные потомки.
Талгат Бегельдинов — поистине легендарная личность. Его жизнь и подвиги навсегда остались в летописи Второй мировой войны яркой страницей. Кто же он, откуда родом, как стал легендой? Детство Талгата Якубековича пришлось на тяжелые годы голода, а юность и молодость – на страшные годы Великой Отечественной войны. Родился он 5 августа 1922 г. в с. Майбалык Акмолинской области. Голодающие родители, заботясь о судьбе мальчика, отдали сына на воспитание бездетным родственникам из Пишпека (Бишкек). В детстве любимой книгой мальчика была книга Каверина «Два капитана», главный герой которой — Саня Григорьев — стал летчиком. Хрупкого на вид парнишку Талгата, когда ему исполнилось 16 лет, комиссия забраковала при поступлении в аэроклуб города Фрунзе. Но юноша не оставлял попыток, и уже скоро поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов в Саратовской области. Учился летать на истребителях. После этого его перевели в Оренбург осваивать бомбардировщики. В годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель совершил 305 рейдов на штурмовике Ил-2. Закончил войну, выполняя вылеты на Берлин и Прагу. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 г. О том, как начинал свой путь, Т. Я. Бегельдинов вспоминал: «Моя прабабушка прожила 101 год. Она очень меня любила. Я уже в аэроклубе учился. Как-то раз пришел, а она говорит: «Сынок, я тебя научу молитве. Будет дождь идти, молния, прочитаешь, в тебя молния не попадет, обойдет тебя». Идем к самолету, а я все думаю: «Что делать?» Вспомнил! Снаряд — это тоже молния, трассирующая молния. Прочел эту молитву. И потом перед каждым вылетом ее читал и был уверен, что снаряд в меня не попадет, Аллах сбережет. И до сих пор читаю!»
Интересный факт: в январе 1943 года Т. Я. Бегельдинов прибыл на Калининский фронт в состав 800-го штурмового авиационного полка 292-й штурмовой дивизии. Ему дали самолет с номером 13. Оказалось, что никто из летчиков не желал на него садиться, мало того, что побитый всюду был, так еще и с настораживающим номером. Бегельдинова это не испугало. В первый же вылет всех летчиков подбили, кроме штурмовика Бегельдинова. Как после рассказывал он, ему на хвост сел противник. Догнал, начал обстреливать. То бок заденет, то крыло. Как говорится, новичкам везет, летная удача улыбнулась смелому парню: он сбил немецкий истребитель, за что был удостоен первой правительственной награды - ордена Отечественной войны II степени.
Интересный факт: как вспоминал летчик, в восьмой вылет произошла запоминающаяся история. «Мессершмитт» вел атаку, молодому Бегельдинову удалось подбить фашиста. Летчик катапультировался. Его схватили советские воины. Привели на аэродром, где базировались силовики. Бегельдинова вызвали в часть. Там стоял высокий немец в возрасте. Ему показали Талгата Якубековича, сказав, что именно этот юноша сбил самолет. Оказалось, что немец известен по испанской войне, опытный и авторитетный. Это подтверждали звездочки на его погонах и самолете. Тогда пилот «Мессершмитта» сказал: «Неужели этот молодой человек меня подбил? Это необыкновенный летчик, простой бы меня не подбил. Он еще себя покажет». На следующий день появилась фотография в армейской газете и статья «Штурмовик может драться с истребителем и даже сбивать».
О том, что в воспоминаниях героя нет вымысла говорят записи в наградные листах. Документы, датированные 1944 годом, лаконично передают все мужество на тот момент 22-летнего летчика: «За проявленные мужество и отвагу в 152 успешно выполненных боевых вылетах, лично сбитые четыре самолета противника, за проявленный героизм по освобождению Кировограда, Александрии, Знаменки, за нанесение большого урона в технике и живой силе противника старший лейтенант Бегельдинов достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза»
К тому времени его эскадрилья совершила 1 670 вылетов, не имея случаев потери ориентировки. Как зрелый воздушный следопыт, он замечал и запоминал все до малейших деталей, затем оперативно докладывал в командный пункт о ситуации. Уже опытный летчик, Т. Бегельдинов отличался талантом степняка замечать мелочи, считал важным досконально знать хитрости и уловки противника. Это не раз спасало жизнь. Талгат Якубекович вспоминал: «Часто летал сам, без прикрытия. Воздушный разведчик-одиночка особенно опасен для противника и поэтому является вожделенной добычей зениток или немецких истребителей. Летая на больших высотах, он сам практически не виден, его выдает только звук. Звук моего движка плавный, непрерывный. У немцев – резкий, прерывчатый. Изучая эти звуки, я приноровился подделывать звук своего мотора под фашистский, периодически двигая ручкой газа. Этот фокус, как бы сказали теперь - ноу-хау, вводил противника в заблуждение и в какой-то мере оберегал меня от зениток. И еще я очень хорошо ориентировался на местности, это меня часто выручало. А столько ребят погибло в степях, лишенных каких-либо ориентиров!».
Интересный факт: наш земляк, теперь уже опытный штурмовик, отличился в Висленской, Кросненской операциях по прорыву обороны противника западнее города Сандомир, при освобождении Кракова. Он героически штурмовал технику врага у населенного пункта Стодолы, взорвав три танка и семь автомобилей. Так он сорвал замысел фашистов провести контратаку. Его эскадрилья на 1-м Украинском фронте без потерь произвела 420 боевых вылетов. На самые трудные бои он вылетал первым. За годы войны Верховное Главнокомандование девять раз объявляло Талгату Бегельдинову благодарность! Сам Талгат Бегельдинов писал: «… я и больше всех вылетов сделал - 305. Меня посылали то в разведку, то на штурмовку. Безотказный Бегельдинов» (По результатам боевой работы Талгат Якубекович был дважды представлен к званию «Герой Советского Союза»).
Обширна география военных полетов Бегельдинова: герой воевал на Калининском, Воронежском, Степном, первом и втором Украинских фронтах. Лишь за годы войны он 500 часов находился в небе. Были моменты, которые можно снимать в кино про героев. Дочь Талгата Якубековича рассказала об одном из ярких воспоминай отца: «Лобовая атака, которая оставила глубокую память о ней. Он вспоминал, что тогда даже не думал о смерти, которая могла случиться через какую-то минуту. Он победил. Фашист не выдержал и взметнул вверх, и папа воспользовался этим и подбил его. Отец даже видел его лицо». Сколько еще таких «взглядов в лицо смерти» было в боевой биографии летчика, не знает никто. Сейчас мы можем только догадываться и восторгаться тем, какой отвагой обладал герой и сколько потерь пережил.
Интересный факт: отважный летчик, герой Бегельдинов, покоривший небо, чуть не утонул на войне.
Дело было так. Их самолет подбили. Боевой друг Яковенко тащил на себе раненного Талгата через заминированное поле. Они пробивались к реке, где расположилась советская армия. При прохождении минного поля решили разделиться, чтобы избежать взрыва. Но Яковенко не выжил, подорвавшись на мине. Талгат Якубекович долго искал останки друга в кромешной темноте, но кроме чего-то мокрого и липкого ничего не находил. Когда на рассвете дополз еле живой от ранений до реки, то стал взывать о помощи, услышав русскую речь за рекой. Позади отчетливо слышался лай собак, которых вели немцы вдоль кромки минного поля. Раненный летчик Бегельдинов не умел плавать и стал кричать, чтобы ему помогли. И ему помогли! Вытащили из реки почти на грани, чуть не утонул.
В другом бою Талгату Бегельдинову помог остаться в живых его соотечественник, дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Сергей Луганский. Имя этого героя Талгат Якубекович всегда вспоминал с особой теплотой, называл другом и рассказывал, как он благодарил Луганского за спасенную жизнь. Луганский был истребителем, которые базировались на другом аэропорту и вылетали, чтобы прикрыть бомбардировщиков, которые уничтожали технику, аэропорты, танки врага. Так во время одного из полетов, Бегельдинов услышал в наушниках: «Смотри вправо, у тебя мессер! Сейчас подобью!». И подбил. «Смотри влево! Еще мессер! Сейчас подобью!» И подбил! Как раз в том бою Бегельдинов оказался один, потому что убили его стрелка, и он остался без пулемета. Он мог бить только вниз, вверх и прямо. А мессеры собирались уничтожить самолет с боков. Так Сергей Луганский спас Талгата Якубековича от неминуемой гибели. Кто- то скажет: «Как в кино!», но откуда, как не по случаям из реальной жизни таких героев нужно снимать фильмы, показывать детям, воспитывая в них дух товарищества и отваги?
А вот еще один интересный случай, достойный кино: с гордостью дважды герой ВОВ вспоминал о своем заключительном полете над Прагой 10 мая 1945 года. Часть города не приняла капитуляцию, что угрожало новыми разрушениями. Тогда Бегельдинов получил приказ всей своей штурмовой группой в составе 24 самолетов в полном вооружении пролететь на бреющем полете над гитлеровцами. Но без единого выстрела. Приказ был выполнен. Звено за звеном самолеты с оглушительным ревом пролетали над головами эсэсовцев. Тогда фашисты сложили оружие.
Закончилась война. Герой всю жизнь носил под сердцем осколок, который врачи не могли вытащить. Из-за него сердце часто болело. В плече была рана, указательного пальца на правой руке не хватало. На ногах были раны, откуда извлекали пули, шрамы остались, как вечное напоминание о том, что пришлось пережить летчику на войне.
Но впереди героя ждала еще целая жизнь: женитьба на красавице, которую называли «казахской Софи Лорен», пять детей и мирная работа. После Великой Отечественной знания, полученные на войне, помогли Талгату Бегельдинову закончить лётную академию с отличием. После он служил в ВВС и работал в гражданской авиации. Но настоящий подвиг в мирное время творят те, кто после войны отстраивает новый мир. Наверное, поэтому он сменил специальность на инженера-строителя и занимал руководящие должности в тресте «Казстальмонтаж», Госстрое и «Казгимрограде», но мирная деятельность героя тоже была связана с авиацией. Президиум Верховного Совета Казахской ССР указом от 18 октября 1958 года наградил Бегельдинова почётной грамотой «За достойное, высококачественное выполнение правительственного задания по строительству взлётно-посадочной полосы Алматинского аэропорта». Огромное уважение и доверие народа снискал наш герой, который избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 3-го и 12-го созывов (в 1946-1954 и 1989-1991 годах).
О друзьях – товарищах, павших в боях Великой Отечественной войны Талгат Якубекович не забывал до самой своей кончины: он являлся президентом Международного благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам. Люди, знавшие героя, отмечали его справедливость и честность.
По-настоящему родным для героя стал город Алматы, где Т.Я.Бегельдинов жил до своей кончины. Умер Талгат Якубекович Бегельдинов 10 ноября 2014 г., но осталась память о том, какими отважными героями были наши предки, как эти люди жертвовали собой, превозмогая страх и боль. Память эту нельзя предать, как нельзя предать свой народ, свое будущее, будущее своих детей и всех поколений, которым жить на нашей казахстанской земле!
Подготовила Галина КУАНОВА