Сегодня: 20.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Казахстанский патриотизм — это то, что должно объединять все общество, вне этнических и религиозных различий.

Патриотизм не появляется на пустом месте. В его основе лежит все то, что является культурным потенциалом страны – религия, история, искусство, литература, философия, традиции, социальное устроение, язык. И если в обществе есть механизмы, которые помогают все это усвоить подрастающему поколению, оно будет патриотичным.

Что же делает человека или общество не патриотичным? Наш азиатский писатель Чингиз Айтматов в одном из своих романов описал образ манкурта – «человека, не помнящего своего родства». Если раб был непослушен, то ему натягивали на голову сырую шкуру животного и привязывали на солнце. Под палящими лучами, шкура начинала высыхать и как тисками сжимала голову несчастного. Невыносимая боль и ограничение кровотока в головном мозге превращало за несколько дней разумного человека в животное, которое было послушно только своему хозяину. Кульминацией в рассказе о манкурте стал приказ убить собственную мать, что тот и сделал.

В наше относительно цивилизованное время сырые шкуры уже никто не использует, но появилось много других способов сделать так, чтобы человек забыл «свое родство». Мы можем наблюдать, как современные средства информации и коммуникации управляют сознанием людей. Если раньше радио и телевидение, контролируемое государством или определёнными группами людей, могли формировать мировоззрение большинства, которое являлось мейнстримом, то сегодня интернет, который достаточно трудно контролировать, изливая террабайты информации в головы и души людей, формирует миллионы мировоззрений от радикальных до самых упаднических, например, имеющих целью жизни – суицид.

Аккаунт в социальной сети сегодня может стать той самой шкурой для человека, выдавив из него любовь к Родине и внушив ему альтернативные ценности. Большую часть этих взглядов на мир составляют те, в которых патриотизм не является ценностью.

Религия является, если не основным, то одним из главных факторов воспитания патриотизма в человеке. Верующий человек хотя и считает своим отечеством небо, но и свое земное отечество он призван любить.

Одни священник, живший еще в 19 веке так говорил об этом: «Добрый христианин не может не быть вместе и верным сыном отечества своего, равно как и наоборот – недобрый сын своей отчизны не может быть вполне верен своей вере».

Я понимаю, что то, о чем я говорю, сегодня не вызовет сочувствия у молодых людей. Потому что воспитание всегда связано с усилием над собой. Деградация не требует усилий, это известный факт. Нравственная неразборчивость, стремление ради эпатажа или, как сейчас говорят, хайпа, сделать любую гадость, сегодня в тренде.

Современная этика гуманизма настаивает на практически безграничной свободе человека, единственным пределом которой является свобода другой личности. Свобода понимается как вседозволенность. Это сначала выражается в искусстве, в моде, а заканчивается в морали.

Но когда мы теряем понятие о нравственной норме, возможным становится все самое страшное и тогда в обществе наступает кризис. Представьте себе, что будет, если в любом деле пропадет понятие о норме. На рынке не будет точных весов, в аэропортах часы будут опаздывать или отставать, на производстве каждый человек будет устанавливать собственную технику безопасности. Вот то же самое будет в обществе, где не будут четко определены моральные принципы обязательные для всех.

И хотя это звучит парадоксально, в светском государстве одним из главных средств воспитания нравственности является религия. Истины которой проверены временем, но всегда остаются новыми и актуальными для человечества.

А. Угольков,

настоятель Прихода храма Святителя Николая п. Актас,

член информационной группы