«Я писал правду и только правду».
Г. Мустафин
Творчество Габидена Мустафина – народного писателя нашей страны – это яркое литературное наследие ХХ века. Он один из тех классиков, кто соткал золотую эпоху отечественной литературы.
Габиден Мустафин родился 26 ноября 1902 года.
Его произведения отражают судьбу родного народа, наполненную драматическими событиями, в непростое время.
Книги Габидена Мустафина включили в себя богатые картины, изображающие перипетии жизни отдельного человека, тонкие наблюдения художника над психологическим портретом личности, с другой стороны нельзя не заметить влияние идеологии, которую проводит автор в своих произведениях Главным учителем писателя была сама жизнь. К каждому своему труду он подходил крайне ответственно. Писал о жизни, писал честно. Вся его самобытность, характер и аккуратность отражалось в его творчестве. «Отец был очень простым человеком. И его простота многих ошеломляла. Он был доступен для всех, с интересом и на равных общался с чабанами, с шахтерами, с министрами, академиками. Он как будто тысячу лет знал даже случайного своего попутчика. Чего-то показного в нем не было ни единого грамма. Спокойный, даже немного флегматичный, и весь как на ладони. Открытость, честность и простота – главные черты его характера», – так описывает его дочь, известный офтальмолог, профессор Жанар Габиденовна Мустафина.
«Особенность творчества Габидена – с самого первого ответственного шага он писатель, нашедший свою жилку, точно выбравший свою тему (путь)», – так оценивает его сам Мухтар Ауэзов. Для Габидена Мустафина писательское искусство было святым делом. Пустые историй не ложились сюжетом в его произведения.
По мнению Габидена Мустафина требования к писательству должны быть самыми высокими, без этого браться за литературу нельзя. «Настоящий писатель должен трезво оценивать свое творчество. Где надо плакать, автор должен в одиночестве пролить слезу, где радостно, подобно ребенку порадоваться от души. Если труд твой не вызывает в тебе душевный трепет, то и читателя оно не тронет. Если ты не мучаешься в поисках правильного слова, правильной мысли, не испытываешь счастье при законченной работе, то стоит ли браться за перо?», – говорит мудрец. По его мнению, истинный писатель, ценится полезностью своего произведением.
Габиден Мустафин родился в Сартобе, что находится на берегу реки Нура, в Карагандинской области. Родные края вдохновляли писателя, он тепло отзывался о них в лирическом очерке «Тұған жерде» («На родной земле»): «Древняя земля ласкает твой взор. Все здесь знакомо. Все смотрит на тебя и веет теплом. Здесь ты скакал верхом на палочке, делал лук из гибкого тальника. Вот вытоптанная поляночка, где играли в асыки, а вот тут справляли свадебные пиры, приезд невесты, скачки с кокпаром. Вот место состязаний борцов — все напоминает о далеком месте и как будто улыбается тебе».
Мальчику повезло, и он кроме казахского языка выучил русский язык. Но доступ к этим знаниям появился только после тяжелых для жителей Сартобе испытаний. В связи с переселением крестьян из России, казахи тоже были вынуждены уйти из родных мест – в 1907 году шестьдесят семей рода Елибай покинули свои дома. Они переселились в Кокталжарык, что находился восточнее Спасского завода, который сыграл потом свою роль в жизни писателя.
Родную грамоту Габиден Мустафин освоил благодаря аульному мулле. Он также познакомился с табельщиком при Спасском заводе, который помог ему выучить русский язык. Благодаря этому мальчик получил возможность обучаться в русско-казахской школе. Мустафин был старательным и способным учеником, но при этом он успевал подружиться с другими учениками разных национальностей. В школе открыто проявилась его большая тяга к знаниям, любовь к книгам. Мустафин всю жизнь занимался самообразованием.
Надежды Габидена Мустафина не оправдались, поступить в учебное заведение сразу не получилось. Все же писатель получил богатый жизненный опыт другим путем. Он устраивается регистратором в Верховный суд, где не только выполняет свои основные обязанности, но и наблюдает за разными людьми, постигает книгу жизни через истории различных судеб.
Его творческий путь начался с коротких публицистических жанров: заметок, фельетонов, очерков в газете «Енбекші қазақ». Вскоре он пишет свой первый рассказ «Сарсен и Бокаш», который был опубликован в 1927 году в журнале «Перелетные птицы», через два года выпускает первый сборник рассказов «Ер-Шойын».
В 1933 году Карагандинский Совет назначил токаря Мустафина ответственным секретарем редакции горняцкой газеты «Пролетариат Караганды». Скоро по работе он был переведен в Новосибирск, где занимался газетой «Кзыл-Ту» на казахском языке. Постепенно работа в журналистике способствовала созданию серьезных прозаических произведений.
В 1938 году Г. Мустафин живет в Алма-Ате, где работает в редакции литературно-художественного журнала «Әдебиет майданы», а позже становится его главным редактором. В этом городе в 1940 году вышел первый роман Мустафина «Жизнь и смерть», в котором писатель отразил развитие индустрии в Караганде и ее постепенное превращение в масштабную угольную кочегарку. После этого выходят еще несколько романов «Шиганак» в 1945 году. «Миллионер» 1948 года занял видное место в ряду произведений казахской литературы – за него автор получил премию Жамбыла. В книге раскрывается тема колхозного аула, который относится к колхозам-миллионерам. Роман «Караганда» демонстрирует рост человека, то, каким образом может сформироваться новое сознание, другой тип мышления.
Интересные факты:
В романе «После бури» писатель широко использует народный фольклор. Пословицы, крылатые фразы искусно легли в сюжеты романа. А широкую известность писателю принес роман «Шиганак». В образе Шиганак сконцентрирован весь трудящий казахский народ. Судьба земледельца, рабочего трогает читателя своей глубиной. Роман «Шиганак» выходит в свет в 1945 году. Это был для Габидена Мустафина по-настоящему годом Победы. Но беспощадные руки цензуры не погладили по головке за хороший труд. Как только роман был издан все газеты республиканского масштаба наперебой печатали статьи критики. Большинство не хотело признавать новизну в произведения, мало того людям хотелось опровергнуть правильности идеи романа. При издании романа «Караганды» также разразились дискуссии и выход книги в печать был приостановлен. Роман хотели исказить, заставить переписать, но писатель настоял на своем, и книга о жизни шахтеров издается. А роман «Миллионер» вызвал настоящую бурю не только на территории советского союза, но и за пределами страны. «Миллионер» сделал Габидена по-настоящему миллионером: миллионные читатели и друзья, из разных уголков планеты познакомились трудящимся казахским народом.
Период новой экономической политики зафиксировал писатель в романе «После бури» 1959 года. Основная проблематика романа заключается в том, что бывшая до революции аульная элита, включавшая баев, волостных управителей, биев, усмотрела в новой политике прежние веяния и стала притеснять бедное население. Но их действия были разоблачены, колесо истории невозможно повернуть в обратную сторону.
Габиден Мустафин:
друзья и современники
Габиден Мустафин и Габит Мусрепов были друзьями и близким по духу писателями. Их соединяли крепкие дружеские и братские узы. Совпадение или не случайность мэтры Габиден и Габит родились в один год, и ушли в иной мир почти в одно и тоже время.
Писатели, гиганты внесли свой вклад в развитие советской отечественной литературы. Они в разные годы возглавляли Союз писателей, шли вместе с творчеством по жизни. Разные, но такие родные.
В 1985 году, кончина Габидена Мустафина, товарища, друга сильно потрясла, подкосила Габита Мусрепова, который ушел в тот же год.
Последнее обращение писателя вроде письма вышло в свет в 1985 году в альманахе «Жалын». В нем Габиден Мустафин обращается к молодому поколению. «Милые мои! В этом году мы с Габитом сели в зябкую телегу старости, где надеждам и будущему нет места, нам уже по 83 года. Большая часть этого долгого жизненного пути, тех лет, полных зигзагов и перепутья, горести и радости, пронизанные борьбой и стремлением, были посвящены литературе. Впереди малая толика скудных дней. Помнится, недавно Габит в шутку сказал: «Прожить бы нам еще пару лет?» Кто знает, что нам суждено еще? Хочется еще пожить, познавать жизнь, созерцать...». «Есть великое качество, которое делает человека человеком, это – стыдливость. Терпение, совесть, честь, стыдливость, учтивость – те качества, которые не могут быть друг без друга...».
В этом своем последнем напутствии, писатель затрагивает тему, касающегося казахского воспитания. По мнению мыслителя, такие понятия как обал (грех), рақым (милосердие), иба (учтивость), қанағат (довольство), борыш (долг) – это те священные составляющие человечности, которые не должны утрачивать свою силу.
В послесловии аксакал говорит: «Молодежь! Мы возвращающиеся из торжества жизненного пути, а вы только собрались в путь. Жизнь скоротечна. Через 15 лет вы вступите новый ХХІ век. Самое бесценное, что вы можете унести собой туда это – доброта, милосердие и довольство малым!».
Габиден Мустафин является видным казахским писателем, его произведения отражают важный этап в истории нашего народа, поэтому его труды нужно рассматривать не только с точки зрения литературной, но и с позиции исторической науки.
Подготовила Надежда ЦХАЙ