Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Кто не знает имени знаменитой Куляш Байсеитовой, чей 110-летний юбилей казахстанцы отмечают в этом году? Первая оперная певица-казашка, которая на момент представления «Народная артистка СССР» была самой молодой за время существования данного звания. Чем же дорого это имя народу Казахстана? Прежде всего тем, что благодаря собственному таланту, певица прославила свой народ и стояла у истоков развития музыкального искусства Казахской ССР

О легендарной Куляш Байсеитовой известно мало, жизнь ее была овеяна тайной. Даже касательно дня рождения оперной дивы есть некоторые нюансы.  Настоящее имя звезды - Гульбахрам Беисова. В детстве ее прозвали Кулей, отсюда и имя Куляш. Байсеитовой же она стала, когда вышла замуж за актера, режиссера, одного из основателей Казахского музыкального театра Канабека Байсеитова.

Согласно одним источникам, родом она из города Верный, ныне Алматы, а по другим-  она родилась в степях Сары-Арки в ауле Актогайского района Карагандинской области. В Алматы Куляш привезли в возрасте двенадцати лет и какое-то время она жила в интернате. Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына. В 1925 - 1928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме, участвовала в музыкальной самодеятельности. В 1930 году она поступила в студию созданного в 1926 году в Кызыл-Орде и в 1929 году переведенного в Алма-Ату театра, известного сегодня, как Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова. Здесь Байсеитова играет роли Агафьи Тихоновны («Женитьба» Н. В. Гоголя), Клавдии («Подводная лодка» М. Я. Тригера), Пулиш («Фронт» Б. Ж. Майлина), Зауре («Зауре» Каныбека Байсеитова и Ж. Т. Шанина), Еңлік («Еңлік – Кебек» М. О. Ауэзова).

Удивительно, но в начале своей карьеры дива пела низким голосом (так требовали национальные традиции женского пения). Но позже выяснилось, что ее талант - исполнять произведения высоким колоратурным сопрано - своеобразным, легким и прозрачным голосом с уникально-серебристым тембром. В 1933 году Куляш вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца жизни. Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии М. О. Ауэзова (либретто) и И. В. Коцыка (музыка) «Айман—Шолпан». Образы, созданные ею в операх русских и казахских композиторов, составили целую галерею противоположных характеров. Байсеитова исполнила партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх «Жалбыр», «Ер Таргын», «Золотое зерно», «Гвардия, вперед!» Е. Г. Брусиловского, «Бекет» Зильбера и «Глубокое озеро» Надирова. Певица искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему ее ненависть. Образы Ажар («Абай» Ахмета Жубанова и Л. А. Хамиди) и Сары («Биржан и Сара» М. Т. Тулебаева) являются вершинными в творчестве Байсеитовой. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер: Баттерфляй («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Тамары («Демон» А. Г. Рубинштейна), Маро («Даиси» З. П. Палиашвили) и Алтыншаш («Алтыншаш» Н. Жиганова).

Как и следовало ожидать, Куляш Байсеитова засияла на звездном небосклоне оперного искусства не только в Союзе, но и далеко за его пределами, когда всего в 24 года получила звание народной артистки Советского Союза. Подобной чести удостаивались единицы, а в столь юном возрасте - так вообще никто.  Затем была почетная Сталинская премия.  Куляш не просто была частью важного исторического события - появления первой казахской оперы «Кыз Жибек», автор которой, Евгений Брусиловский, создавал специально под ее дивный голос, но и силой своего таланта сделала оперу знаменитой. Этим музыкальным шедевром она и покорила Москву.

В своих мемуарах Евгений Брусиловский писал, как однажды Куляш, ее муж Канабек и он на телеге, груженной сеном, возвращались из аула, где давали концерт. Куляш, как всегда, что-то напевала. В какой-то момент завела было «га-а», и тут телега подпрыгнула на ухабе. Певица, едва не прикусив себе язык, выдохнула «к-ку-у». Брусиловский, мучившийся в это время над заключительной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появилась знаменитая «Гакку» - песня-плач Жибек по погибшему Тулегену. Куляш Байсеитова исполняла на разных языках, но, в основном, конечно, пела она на родном - казахском, и не беда, что во время гастролей многие зрители им не владели, ведь в ее исполнении язык становился понятным каждому.

 Из рукописи режиссера А. Троицкого «Наследие Куляш Байсеитовой»: «Когда мы слушали партию Чио-Чио-сан в исполнении Куляш, нам нисколько не мешало незнание казахского языка. Казалось, что мы понимаем не только общую, выраженную артисткой мысль, но и каждое произнесенное ею слово. Настолько ярко было выражено состояние Чио-Чио-сан в мимике и интонациях артистки...».

У дивы было три дочери: Куралай, Карлыгаш и Каршыга. К сожалению, младшая, Каршыга, умерла еще ребенком. После ее смерти Куляш, как и всякая мать, была вне себя от горя и только рождение племянницы Раушан в тот же год помогло ей заглушить тоску утраты. Когда крошка подросла, Куляш с позволения сестры взяла ее к себе на воспитание. Так, Раушан, которая, впоследствии, получила звание народной артистки КазССР за свои заслуги в балете, стала членом семьи Байсеитовых.

Как и многие талантливые люди, Куляш Байсеитова рано ушла из жизни. Певица скончалась в неполные 45 лет - это случилось в 1957-м во время гастролей в Москве.

Дочь  Карлыгаш Байсеитовой  вспоминает: ее называли казахским соловьем. Но это одна, блистательная сторона медали. А другая – это цена, которую она ежедневно платила за свой талант, свою популярность. Прежде всего, страшная усталость. Мама признавалась, что каждый спектакль стоит ей года жизни. Придет из театра, ей бы отдохнуть, а ее уже ждут ходоки. Она ведь была еще депутатом Верховного Совета, и к ней ехали люди со всех концов страны со своими проблемами, им надо было помогать. И мама помогала, она была очень добрым, отзывчивым человеком. Благодаря ее ходатайству многие получали жилье, она спасла от тюрьмы 16 человек – это я прочитала в архивных документах.

С тех пор прошло много времени, сменились эпохи, а память о ней до сих пор жива в народе. Ее именем названы улицы в Алматы, Астане и Национальный театр оперы и балета Казахстана в Астане. Именем Куляш Байсеитовой названа знаменитая музыкальная школа в Алматы. В 2004 году на киностудии «Казахфильм» вышел музыкальный фильм «Аул Куляш» (реж. Мурат Мусин). В 2011 году в сквере у этой музыкальной школы в преддверии 100-летия певицы был установлен бронзовый памятник Куляш Байсеитовой. В 2012 году казахстанский телеканал «Мадениет» («Культура») снял фильм «Легенды и мифы оперного. Куляш Байсеитова» (спецприз фестиваля «ТЭФИ-Содружество»-2012) и в 2013 году вышел казахстанский телесериал о жизни певицы «Куляш».

Награды Куляш Байсеитовой:

 заслуженная артистка Казахской ССР (1934)

народная артистка СССР (1936)

орден Трудового Красного Знамени (1936)

орден Ленина (1945)

Сталинская премия второй степени (1948) — за концертно-исполнительскую деятельность

Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение главной партии в оперном спектакле «Биржан и Сара» М. Т. Тулебаева.

По материалам: nomad.su, baiterek.kz, diapazon.kz, comode.kz

Подготовила Галина Куанова