Сегодня: 26.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Чаще всего привлечение новых последователей происходит в социальных сетях. При этом представители всевозможных сект и религиозных течений мастерски владеют современными методами распространения информации, таргетинговой рекламы и SEO-оптимизации. На страничках в социальных сетях большинства деструктивных религиозных движений утверждается: современный мир лети в тартарары и совсем скоро случится планетарная катастрофа. И только они знают, как спастись от грядущего апокалипсиса.

Другие вербовщики посредством своих сайтов предпочитают давить на эгоистические чувства пользователей Всемирной паутины. Например, рассказывают о всемирном заговоре. Они – якобы часть мировой элиты, остальные люди – безнадежно больны и потеряны для Человечества. Желаешь быть избранным – добро пожаловать в их ряды! Стоит хоть раз связаться с ними виртуально, вам настойчиво, но мягко, предложат встретиться в реальном пространстве.

При личном контакте вербовщики деструктивных религиозных течений ведут себя очень любезно. Они сыплют комплементами и похвалами, искренне интересуются делами, делятся советами. Одним словом, всеми силами втираются в доверие. Таким образом, жертвой вербовщика может стать любой человек, независимо от того, где он проживает – в маленьком ауле или крупном городе. Главное, чтобы у потенциального объекта для вербовки имелся выход в Глобальную сеть. Ведь Интернет не признает барьеров и границ.    

Имеется четыре категории людей, на которые обращены взоры вербовщиков. В первую очередь, это молодежь. Особенна та  категория, которая пытается найти простые ответы, на непростые религиозные вопросы или занятая духовными поисками. Кстати, в «группу риска» частенько попадают и спортсмены. Чаще всего представители силовых видов – бокс или различные единоборства.

Вторая категория – трудовые мигранты и люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. То есть те граждане, которые постоянно подвергаются стрессу. Вербовщик любезно предложит свою психологическую или экономическую помощь, но потом обязательно взамен заберет «душу».

Также вербовка новых адептов активно ведется в пенитенциарной системе. В местах лишения свободы как в Центральной Азии, так и в Европе зачастую действуют экстремистские ячейки (тюремные джамааты), в которых вербуются, например, последователи ваххабизма или псевдосалафизма (нелегальные организации, запрещенные в Казахстане).

Особая категория – молодые девушки, готовые ради любви на любые жертвы.

Когда контакт налажен и потенциальный адепт прочно сел на крючок, наступает третья и последняя фаза воздействия. Человека психологически «ломают». Для чего опытные сектанты применяют специальные техники тотального контроля и нейролингвистического программирования (НЛП). Например, новичка стараются оградить от остального мира и привычной жизни. Первое время рядом с ним всегда находится кто-то из опытных последователей, который помогает адаптироваться к новым правилам.

Затем от вновь посвящённого требуют порвать старые связи и навсегда забыть про прошлое. Через несколько месяцев тотальной промывки мозгов жертва деструктивных религиозных течений будет готов выполнить любые требования своих «новых хозяев».

Как выше отметил, первое это молодежь.

Молодежи, как уже отмечалось, свойственны интенсивная жизнедеятельность, поиск целевых ориентиров, острая потребность в самореализации. Для многих вербуемых характерно отсутствие постоянного источника дохода (или низкий материальный достаток), искаженное правовое сознание, заниженная личностная самооценка.

Целый комплекс факторов обуславливает вовлечение молодых людей в состав террористических и экстремистских организаций. Можно выделить ряд причин, почему молодежь подвергается вербовке:

-Духовный кризис.

Современная секулярная культура сосредоточена на индивидуальном и самостоятельном поиске смысла жизни и выборе пути, к чему многие молодые люди в  силу психологической незрелости не готовы. Фундаменталистская идеология же строго определяет цель в жизни, создает ощущение сопричастности чему-то большему, чем индивид.

- Социальные причины.

В современном  конкурентноориентированном мире одной из причин вербовки остается низкая степень интеграции молодежи, в общество. Важной целевой аудиторией вербовщиков остаются неблагополучные подростки из малообеспеченных семей. Такие люди легко попадают под влияние эктсремистских организаций, проникаясь духом романтики братства, причастности к большой идее и т. д. Определенную роль также играет протест против коррупции, бюрократии в обществе.

Вербовочная деятельность молодых людей может осуществляться:

- В сети «Интернет».

В силу своих особенностей интернет-сеть стала основной площадкой для осуществления пропагандистской и вербовочной деятельности экстремистских и  террористических организаций. Для целей вербовки используются преимущественно социальные сетевые ресурсы (социальные сети, тематические чаты, форумы) и мессенджеры. Она осуществляется как в отношении широкого круга лиц, в котором могут найтись сторонники радикальных идей, так и таргетированно, в адрес конкретных целевых групп. Количество сторонников экстремистской идеологии существенно превышает число активных деятелей террористических и экстремистских организаций, однако именно их виртуальные сообщества (участники тематических групп и чатов) представляют основной интерес для вербовщиков).

- В местах отправления религиозных культов (в религиозной среде).

 При вербовке в религиозных организациях и религиозных учреждениях вербовщики, как правило, обращают внимание на молодых людей, начинающих осваивать основы религии.

- в среде молодежи, занимающейся спортом (в спортивных клубах и секциях).

Активисты экстремистских и  террористических организаций, и других религиозных течений проявляют интерес к молодежи, занимающейся спортом, прежде всего различными видами единоборств. Этому благоприятствуют такие факторы, как желание спортсменов реализовать свои лидерские качества, особый режим тренировок, царящий в этой среде культ силы. При этом вербовщики зачастую обещают спортсменам использовать их умения и навыки.

Основным объектом для вербовки является молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Привлекательность данной возрастной группы обусловлена тем, что в молодости инстинкт самосохранения снижен, а социальных обязанностей (ответственность за семью и др.) – меньше.

Задачи выявления вербовочной деятельности наиболее эффективно решаются при комплексном использовании различных источников первичной информации:

-соблюдении мер предосторожности при коммуникациях (использование программ, обеспечивающих анонимность при общении в Интернете; передача информации в мессенджерах при помощи сервисов голосовых (а не текстовых) сообщений и др.);

-проявлении инициативного, не обоснованного внешними обстоятельствами интереса к эмоциональному состоянию человека, его проблемам; готовности оказать содействие лицу без видимых признаков личной симпатии к нему и просьбы о помощи;

-умении оказывать управляющее психологическое воздействие на собеседника и др.

Основным источником получения первичной информации о вербовщиках деструктивных религиозных течений действующих дистанционно (без установления личного контакта с вербуемым), является мониторинг сети Интернет.

Существуют ли признаки того, что в  отношении человека ведется деструктивное психологическое воздействие? Да, хотя они не всегда очевидны. Заранее оговоримся, что оценивать следует только совокупность нескольких признаков. Сам по себе каждый из них может просто показывать особенности личностного развития или следования моде и быть вполне социально нейтральным либо социально позитивным. К числу таких признаков можно отнести:

1) внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Устойчиво произносятся ранее не использовавшиеся слова, которые не характерны для конкретной микросоциальной группы или семьи, и обозначают:

- новые социальные обязательства (иншалла (клянусь), «хлебом клянусь», упоминание названий джамаатов, к которым принадлежит человек);

- цитаты из религиозных текстов или ссылки на них.

Такого рода «ключевые слова» обычно используются в пропагандистских листовках, брошюрах, материалах, в том числе псевдорелигиозного разъясняющего характера. Резкое изменение паттернов поведения, ранее не характерных для конкретного человека:

- внезапно без видимых причин бросает курить, употреблять спиртные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми правилами жизни;  общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным; раздражение в случае расспросов о его состоянии; симптоматика устойчивого страха, подозрительности. Возможен и диаметрально противоположный вариант:

- человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе;

- внезапная интенсивная увлеченность силовыми видами спорта, восточными единоборствами, стрельбой, владение холодным оружием;

- внезапная без видимых причин увлеченность религиозными, эзотерическими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы);

в разговоре – ссылки на новые авторитеты в этой области или ссылки на содержание видеороликов, текстов, сайтов;

- увлеченность специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (онлайн и офлайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требующие фото, видеоотчета в онлайн-режиме.

- изменяется отношение к женщине. Поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах. Отношение к женщине становится высокомерным, как к «низшему существу»;

- резкое и внезапное изменение пищевого рациона – отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ;

- смена обычной одежды на специализированную, смена прически. Например, девушкам в срочном порядке импонирует ношение хиджаба. Из гардероба исчезают т. н. «вызывающие» элементы одежды (декольтированные блузы, короткие юбки, чрезмерно яркая и пестрая одежда). Из обихода исчезают духи и косметика. У молодых людей отращивается характерная бородка, появляются специализированные четки.

- появление новых знакомых/приятелей, новой социальной микрогруппы с неочевидной социальной идентификацией:

- новые знакомые не принадлежат к привычной среде одноклассников/студентов;

- по возрасту значительно старше;

- явное несовпадение круга интересов и круга знакомых;

- новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышлено искажают их;

- новые знакомые избегают знакомства с семьей или ближайшим окружением молодого человека, предпочитают общение онлайн или в собственной группе.

Важно помнить, что оценивать как тревожные можно только совокупность признаков одной и той же направленности. В противном случае возможна ошибка в интерпретации, которая может осложнить отношения в семье или учебном коллективе.

Что делать, если обнаружилась совокупность тревожных признаков? Нужно прямо и  доверительно поговорить с  этим человеком. Объяснить, что цена увлечения экстремистской или террористической идеологией – это заблуждение, которое неизбежно приведет к гибели. В более сложном случае – обратиться к представителям компетентных органов: в центры по вопросам религий,к  психологам и т.д.

С.Тлекбаев,

исполнительный директор «Центр изучения и анализа общественных процессов»  УДР Карагандинской области, член областной ИРГ, специалист МРЦ г. Сарани по вопросам религии, юрист-религиовед