Сегодня: 24.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Цифровые технологии все активнее внедряются в нашу жизнь, и сегодня многие казахстанцы предпочитают безналичный расчет. С началом школьного сезона, для удобства, многие родители открывают детям платежные карточки.

Какие основные правила безопасности при использовании карточки должен знать каждый ребенок, как уберечь детей от финансовых мошенников, расскажет Fingramota.kz.

Казахстанские банки предъявляют разные требования к минимальному возрасту ребенка для оформления детской карты: где-то именную карту для ребенка можно открыть с 5–7 лет, а в некоторых банках только с 10.

Для оформления карточки необходимы документ, удостоверяющий личность родителя, и свидетельство о рождении ребенка. Также некоторые банки предлагают виртуальные карты, то есть без пластикового носителя, привязанные к родительскому счету, с помощью которых ребенок может расплачиваться смартфоном. В качестве бонуса финансовые институты предоставляют бесплатное обслуживание карточки или скидки на посещение центов развлечений или кинотеатров. Основным преимуществом таких карт является то, что родители могут переводить деньги своим детям в любое время, следить за всеми транзакциями, устанавливать определенные лимиты на переводы, блокировать карту и другое.

Выбор банка, конечно же, остается за родителями, но есть определенные правила безопасности, которые относятся ко всем владельцам электронных счетов. Важно рассказать школьнику о них после открытия платежной карточки и перед использованием мобильного банковского приложения.

 

Базовые правила безопасности при использовании детской карточки:

 

- Никому, кроме родителей, не давать свою карту, даже на время;

- Не хранить ПИН-код вместе с картой и тем более не записывать его на карте;

- Прикрывать клавиатуру банкомата или платежного терминала рукой, когда он набирает ПИН-код;

- Никому не показывать трехзначный код на обороте карточки – CVC/CVV-код, а также другие секретные коды, которые приходят посредством SMS при совершении операций через мобильный банкинг;

- В случае утери карточки, нужно сразу сообщить об этом родителям или позвонить на горячую линию банка.

 

Первые действия, когда ребенок получил доступ к своей банковской карточке

 

В первую очередь, нужно добавить в телефонную книгу номер контакт-центра банка-эмитента. Он указан на обратной стороне карты. Объясните ребенку, что в любой непонятной ситуации с деньгами на карте нужно звонить или родителям, или по этому телефону.

Подключите услугу SMS-оповещения или push-уведомления об операциях по карточке, которая поможет подростку следить за своими расходами. Если он увидит, что деньги с его карточки списаны непонятно за что, он сможет сразу оповестить своих родителей или сообщить об этом в банк.

В качестве дополнительной страховки загрузите в смартфон ребенка официальную лицензионную антивирусную программу, которая автоматически будет блокировать мошеннические сайты или приложения. В телефон ребенка заблаговременно лучше скачать и установить полезные утилиты для поиска телефона, в случае его утери, по геолокации.  Также следует заранее изменить настройки телефона, включив опцию, позволяющую заблокировать его и стереть все данные, если смартфон вашего ребенка попал в чужие руки.

 

Как обезопасить онлайн-платежи школьника?

 

Можно спрятать карточку дома, если есть риск ее потерять или забыть где-то, и установить в смартфоне ребенка мобильное приложение банка, чтобы он оплачивал через него покупки в школьной столовой или в магазинах.

В целях безопасности в мобильном приложении ребенка можно установить лимит на переводы. На важные расходы лучше отправлять на карту ребенку небольшие суммы. Также стоит установить месячный лимит на расходы ребенка, нужно приучить его вести свой бюджет.

Важно беседовать со своим ребенком, обсуждать финансовые цели, которые он хочет достичь и помогать ему в этом. При возможности ребенок может сэкономить, накопить на карточке определенную сумму и потратить на ту вещь, о которой он давно мечтал.

Однако карточка, на которой есть средства, может стать объектом для мошеннических атак. Расскажите ребенку о таком инструменте, как депозит, и откройте вклад на его имя с капитализацией процентов. Откладывайте на депозит деньги, сэкономленные вашим сыном или дочерью. Тем самым ребенок на своем опыте поймет, в чем заключается суть «сложных процентов по вкладу», когда каждое последующее начисление становится больше предыдущего, и в итоге растет общая доходность по депозиту.

Вообще обо всех рисках, которые могут возникнуть при онлайн-платежах, нужно предупредить ребенка заранее. Прежде всего, это происки финансовых мошенников, которые разными способами, через фишинговые сайты или посредством телефонных звонков, могут попытаться завладеть информацией о платежной карте ребенка, чтобы списать с нее средства. 

 

Нужно соблюдать цифровую гигиену, чтобы не попасть на уловки интернет-мошенников:

 

- Объясните ребенку, что вся информация о нем, в том числе имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты, код на обороте, срок действия карты, пароли, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. То есть не нужно никому раскрывать секретные данные, тем более фотографировать и выкладывать их в Сети. Нельзя никому передавать данные о карточке по электронной почте, в соцсетях;

- Не нужно заходить и регистрироваться на сомнительных сайтах, которые запрашивают пароли от почты, соцсетей и данные платежной карты;

-  Если на телефон приходит сообщение о блокировке счета, «проверке службы безопасности», «переводе по ошибке» или любое другое тревожное SMS или письмо по электронной почте, нужно проверить достоверность этой информации, сразу сообщив родителям, или обратившись в банк по официальному номеру;

- Нельзя скачивать на телефон сомнительные нелицензированные приложения, иначе есть риск «заразить» телефон вирусом, который перепишет все пароли, в том числе для банковского приложения;

- Не стоит переходить по непонятным ссылкам, которые приходят на телефон через SMS или мессенджеры (WhatsApp, Telegram и т.д.). Также нельзя запускать неизвестные вложенные файлы, присланные на электронную почту и мессенджеры;

- При онлайн-покупках нужно быть предельно внимательными, лучше совершать их в присутствии родителей. Свои платежные данные можно вводить только на безопасных сайтах. Их можно распознать по префиксу https:// в начале адресной строки (на конце «s») и значку замка в браузере. Не стоит доверять сайтам, которые предлагают товары или услуги по подозрительно низким ценам;

- Не стоит доверять сообщениям о выигрышах в различных конкурсах, гивах, обещаниям денежных вознаграждений за какие-либо действия на сайте, в соцсетях (лайки, ответы на вопросы и прочее), переходить по сомнительным ссылкам, регистрироваться на фишинговых сайтах.

 

Способов мошенничества сегодня много, расскажите о них своим детям. К примеру, что не нужно разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, которые пытаются выяснить важную информацию о деньгах и банковских картах. Обучите ребенка, что всегда нужно перепроверять информацию и никогда не стоит торопиться при принятии таких финансовых решений, как перевод денег неизвестным лицам или оплата товара в интернете.

 

 

Береги себя, своих детей и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!