Сегодня: 27.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Из многих разновидностей экстремизма – политического, этнонационального, экологического, религиозного - на современном этапе наибольшее распространение получил религиозный. Религиозный экстремизм и терроризм сегодня стали одной из самых главных угроз человечеству.

С развитием государства и общества экстремизм, приобретая все новые виды, получил свое развитие как противостояние складывающемуся строю. Наиболее радикальной формой, крайне нетерпимой ко всем, кто не разделяет ее взглядов, является религиозный экстремизм. Его деятельность может нести существенный ущерб духовной безопасности любого общества, затрагивая при этом многовековые устои традиционных для того или иного государства религий. Экстремизм в духовной сфере проявляется в пренебрежительном отношении к достижениям культуры других народов, в принудительном навязывании отдельному человеку и обществу в целом определенных экстремистами религиозных стандартов, в попытках привить им чуждые во всех отношениях ценности и идеи.

Большинство религиозных экстремистских организаций, прикрывающихся исламом, светскую систему правления представляют свободной от моральных и духовных ценностей, стремятся создать альтернативную политическую базу и урегулировать общественную жизнь путем проведения реформ и установления халифата.

Под прикрытием обучения азам ислама экстремисты вербуют в свои ряды подростков и молодых людей, которые не имеют четких жизненных ориентиров, не могут себя реализовать на высокооплачиваемом рабочем месте и действительно склонны воспринимать эту пропаганду и вставать на сторону каких-либо радикальных организаций. Радикалы исламские или политические делят мусульман на своих и чужих, устанавливают между ними границы и требуют их строгого соблюдения.

На самом деле в природе монотеистических религий не заложены негативные основы для экстремизма и терроризма. Но существуют группы, которые используют веру людей для достижения своих целей. Главной задачей идеологов религиозного экстремизма является пополнение рядов своих последователей и подготовка террористов из числа молодежи, которая больше поддается эмоциям.

Практическая деятельность религиозного экстремизма может находить свое выражение в различных формах экстремистской противозаконной деятельности, начиная от распространения экстремистских идей в интернет-пространстве до открытого бунта, митингов, вандализма, террористических актов.

Одним из основополагающих направлений борьбы с экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Система мер профилактики экстремистской деятельности должна своевременно реагировать на возникновение экстремистских угроз различного масштаба и динамики.

Экстремизм – один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства. Для полиэтнического и поликонфессионального Казахстана экстремизм, основанный на религиозных или этнических основаниях, особенно опасен.

Религиозный экстремизм отличается деятельностью, направленной на насильственное изменение государственного строя, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм эксплуатирует и такие традиционные ценности как личная и общественная нравственность, любовь к своему народу.

Таким образом, дальнейшее взаимодействие государства и общества в целом в противодействии этому явлению остается актуальной задачей. Только совместными усилиями можно добиться устойчивой и толерантной системы развития государственно-общественных отношений, найти пути искоренения предпосылок и источников распространения на территории нашего государства экстремистских проявлений.

И. Мирошникова,

руководитель Библиотеки семейного чтения №1