Сегодня: 24.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Государство представляет собой территориальную организацию общества. Иначе говоря, государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Эти граждане могут исповедовать разные религии, говорить на разных языках, иметь разную культуру, обычаи. Современные государства уже не представляют собой маленькие города, подобно древнегреческим полисам с населением 6-10 тыс. человек, а занимают более обширные территории с многомиллионным населением.

Све́тское госуда́рство — государство с устройством, где религия отделена от государственной власти и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга.

Что такое светскость?

Основополагающим принципом государственной политики в религиозной сфере является принцип светскости. Принцип светскости закреплен в Конституции Республики Казахстан и подразумевает невмешательство государства во внутренние дела и канонические вопросы религиозной деятельности, уважительно равное отношение ко всем религиозным организациям, обеспечение их равных прав. В свою очередь, религиозные объединения не берут на себя функции и задачи государства. При этом государство создает все необходимые условия для удовлетворения гражданами своих религиозных потребностей. Светское государство предполагает, что социальные отношения, включая сферу образования, здравоохранения, институты семьи и брака, регулируются исключительно светским законодательством, а не религиозными нормами. Как видно, принцип светскости не предполагает отрицание религии как таковой, не нарушает права граждан. Наоборот, он как раз и необходим для того, чтобы никто из казахстанцев не был ущемлен в своих правах независимо от религиозной принадлежности. Каждый гражданин вправе быть мусульманином, христианином, буддистом, атеистом или агностиком. Светскость является обязательным условием для свободы выбора человека.

Клерикализм (лат. clericalis — «церковный») — политическое   направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества.

Носителями клерикализма выступают духовенство и связанные с церковью лица. Клерикализм использует в своих целях не только церковный аппарат, но и различные клерикальные организации, клерикальные политические партии, а также созданные при ближайшем участии церкви профсоюзные, молодёжные, женские, культурные и прочие организации. Клерикальные партии возникли вместе с парламентаризмом, хотя клерикализм, как мировоззрение и политический идеал, несравненно древнее.

Церковь и её организации в большинстве буржуазных стран вмешиваются в политическую жизнь и оказывают влияние в этой области. Многие их деятели выступают на стороне наиболее реакционных сил, в частности добиваются поддержки религиозными организациями этих сил на выборах в Парламенты и в местные органы власти, оказывая соответствующее давление на верующих. Под влиянием церкви и католических организаций в ряде буржуазных стран находится школа; церковь вмешивается в вопросы семьи, брака, воспитания детей (Италия, Испания, Португалия, Израиль и др.).

Теократическое государство - форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и т. п. Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются «веления бога» – Священное Писание и воля Главы государства и церкви. Теократическими государствами эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В Средние века теократическая власть Папы Римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти Папы Римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была церковная десятина, взимаемая в католических странах Европы). В настоящее время подлинно теократическим государством можно признать лишь Ватикан.

Г. Далабаева,

инспектор по делам молодежи МРЦ г. Сарани