Сегодня: 26.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Настоящий Конституционный закон регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности органов прокуратуры.

5 ноября 2022 года Главой государства подписан Конституционный закон Республики Казахстан «О прокуратуре».

Глава государства отметил, что для повышения законности и системного усиления правозащитной деятельности требуется принять отдельный Конституционный закон «О прокуратуре».

В новом  Конституционном законе укрепляются механизмы надзора, которые будут способствовать эффективному соблюдению всеми участниками правоотношений прав и свобод граждан, интересов бизнеса, общества и государства.

Главной целью деятельности прокуратуры будут являться защита человека, его жизни, прав и свобод, как высших ценностей государства, обеспечение верховенства закона и укрепление законности на территории Республики Казахстан.

Данный Конституционный закон регулирует деятельность органов прокуратуры и определяет принципы, содержание организации их деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами и другими неправительственными организациями.

Отдельной нормой в законе прописан момент о взаимодействии и оказании содействия Уполномоченному по правам человека. Алгоритм этого взаимодействия в дальнейшем будет урегулирован отдельным совместным актом. К тому же, Уполномоченный по правам человека в Казахстане также получил конституционный статус.

Закон реализован в рамках той политической реформы, которая была проведена на референдуме (05 июня), где  были приняты поправки в Конституцию.

Как раз там и произошло обновление статьи 83 Конституции о том, что деятельность прокуратуры теперь регулируется Конституционным законом.

Кроме того, закон исполняет задачи по выявлению нарушения законности в деятельности государственных органов, организаций, должностных лиц, выявлению незаконных актов, устранению нарушений законности и защиты прав граждан.

Кроме того, перед органами прокуратуры стоит задача координации правоохранительных и иных органов по вопросам обеспечения законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

Основной момент заключается в том, что теперь, в соответствии с Конституцией, закон определяет формы и пределы прокурорского надзора. Это немаловажно, поскольку органы прокуратуры рассматривают не все обращения в силу существующих ограничений.

Кроме того, теперь Генеральный прокурор имеет право обратиться в Конституционный суд за толкованием норм самой Конституции.

В Конституционном законе также прописаны нормы о новых полномочиях Генерального прокурора по принятию нормативно-правовых актах об организации досудебного расследования в системе органов Прокуратуры. Это примечательно, поскольку даже в Конституции от 30 августа 1995 года не было ни слова о следствии, напротив, статья 84 гласила, что следствие отделено от прокуратуры и суда. Позже эту статью упразднили, но в Законе РК «О прокуратуре», начиная с 1995 года до настоящего времени, нормы о следствии никогда не было.

Теперь в Конституционном законе появилась функция досудебного расследования в соответствии с Посланием Главы государства.

Глава государства дал поручение о том, что пытки теперь должны расследовать только органы прокуратуры. Соответствующие поправки внесены также в Уголовно-процессуальный кодекс РК - оттуда исключена статья 146 “О пытках” и расследование пыток закреплено за органами прокуратуры в статье 193 УПК.

Впервые в систему органов прокуратуры включили Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, Академию правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре и отдельно выделены Главная военная прокуратура и Транспортная прокуратура.

Таким образом, Конституционный закон в целом направлен на решение конституционной задачи по обеспечению законности в стране.

Ж. Накишев,

прокурор г. Сарани