Сегодня: 16.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Термин - «Деструктивные религиозные организации» зародился во французском языке и был распространен в 19 веке. В 20 веке термин вошел в оборот в Англии.

В нашей стране деструктивные религиозные организации, а вместе с ними и обозначающая их терминология, стали формироваться и образовываться с начала 1990-х годов, или со времени распада СССР, что хронологически происходило в одно и то же время.

За пределами постсоветского пространства с таким явлением в 1960-70-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы.

В процессе своего формирования и распространения на территории подобные организации наносили ощутимый вред жителям и способствовали созданию, больших групп людей, с использованием различных психологических методов внушения и воздействия, которые приводили к психозам и психологическим отклонениям и дегенерациям среди значительных слоев населения, независимо от их социального статуса.

Иногда подобные организации носили ярко выраженный садомазохистский, экстремистский, а зачастую и антигосударственный, сепаратистский и террористический характер.

Зачастую деструктивные организации носили исключительно мошеннический характер, и устраивались с целью извлечения денег разного рода мошенниками. Так же среди различных и многочисленных случаев существования подобных организаций, это стоящие в их главе психически нездоровые люди.

Однако наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления: нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религиозные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности.

Опасность деструктивных религиозных организаций заключается в том, что последствия участия в подобных организациях являются зачастую необратимыми. Человеку может быть нанесен существенный вред физическому и психическому здоровью, вследствие чего развиваются различные заболевания, происходит разрушение нравственного облика человека, традиционных ценностей и идеалов.

Любое деструктивное религиозное течение опасно тем, что принципы его действий основаны не на созидании, а на разрушении.

Кроме того, некоторые организации объединяет то, что они трактуют аяты и хадисы Корана буквально, не допуская критического мышления и какой-либо философии.

 Деятельность ряда    религиозных течений  может представлять угрозу для граждан нашей страны, где представители данных организации обвиняют в неверии всех, кто не выполняет ритуалы ислама: пятикратный намаз, пост в месяц Рамазан. Они разрывают отношения с близкими и родными, доходит до того, что не садятся за один стол и не будут есть мясо животного, которого зарезал человек, не читающий намаз. Они также поддерживают идею создания халифата, считают любой другой государственный строй неправильным.  Считают, что все законы должны действовать только и исключительно на основе шариата.

К примеру, салафиты категорически не принимают нововведения в исламе, не согласны с новшествами и опасны тем, что интерпретируют все хадисы и аяты буквально и только в соответствии с шариатскими положениями. Кроме того, в некоторых своих догматах они ставят под сомнение традиционные вероубеждения.

Опасны и представляют угрозу для общества не только те деструктивные религиозные течения, которые участвуют в террористических актах и ведут агрессивную борьбу с неверными, но и те, кто занимается пропагандой экстремистских убеждений. В случае, если вы столкнулись с деятельностью запрещённых в Казахстане религиозных организаций, необходимо обратиться в компетентные органы.

На сегодняшний день в Казахстане совместно проживают представители более 130 этнических и 18 конфессиональных групп, между которыми в стране сформированы благоприятные условия для сосуществования и развития.

Развитие религий в Казахстане является результатом проводимой государством выверенной политики, направленной на обеспечение свободы вероисповедания, духовного прогресса, сохранения и укрепления гражданского мира и межконфессионального согласия в стране.

Целью государственной политики в религиозной сфере является обеспечение стабильности в религиозной сфере, продвижение светских принципов развития страны. Мирное сосуществование религий, противодействие распространению экстремизма, в целом, являются приоритетными задачами всей внутренней и внешней политики Казахстана.

Религиозный экстремизм и терроризм сегодня стали одной самых главных угроз человечеству. Главная цель религиозных течений – это разрушить сознание человека, тем самым отравить сознание всего общества.

К сожалению, в последнее время в нашем обществе активизировались так называемые «вербовщики», цель которых завербовать все больше наших граждан в свои ряды. Прикрываясь религиозными ценностями, они в первую очередь пытаются обработать сознание человека, постепенно превращая их в послушных адептов, готовых на все ради «великих» религиозных идей.

Цели могут быть разные, от простого отклонения от истинных религиозных ценностей, тем самым создав условия для навязывания своих корыстных идей, до государственного переворота, с целью установления теократической формы правления.

Религиозным течениям, направленным на разрушение сознания человека, государство дает конкретное определение – «деструктивные религиозные течения», и вся сила государства направлена не на борьбу с религией, как ошибочно думают многие, а на борьбу именно с так называемыми «деструктивными религиозными течениями».

 Вовлечение в деструктивные культы осуществляется разными путями:

Социальные сети в настоящее время являются наиболее эффективным и широким по охвату инструментом по вербовке. Особенно активны проповедники в сети «ВКонтакте», где действуют сотни псевдорелигиозных групп. Их целевой аудиторией является молодежь, не имеющая иммунитета против радикальной идеологии, а также девушки, находящиеся в поисках романтики.

 Спорт является одной из излюбленных сфер вербовки. Особенно подвержены этому те виды спорта, в которых традиционно сильны представители разных народов – борьба, бокс и единоборства. Сплоченный коллектив, отказ спортсменов от спиртного и особый режим тренировок упрощают задачу вербовщикам.

Также наиболее доступными в этом отношении являются детские дома, дома малютки. Под прикрытием различных благотворительных акций, фондов, умы невинных детей оказываются под воздействием новых «учений». Впоследствии этого покидают интернат для посещения собраний деструктивного культа, превращающегося для ребенка в так называемую «семью», которой у него никогда не было.

Места заключения повсеместно становятся местами вербовки уголовников. Некоторые радикалы специально садятся в тюрьмы на небольшие сроки с целью расширения своей миссионерской работы.

Для вербовки активные члены культа стремятся получить доступ к начальной образовательной школе и другим учебным заведениям. Их эмиссары налаживают контакты с руководством образовательных учреждений, предлагая услуги по оборудованию классов, организации учебного процесса или пуская в ход уговоры, подкуп, подарки.

Деятельность проповедников активно осуществляется также возле общежитий, где у студентов больше свободного времени, и где живут в основном приезжие, испытывающие определенную неуверенность в незнакомом городе, больше других студентов, нуждающиеся в поддержке.

 Для привлечения молодежи эмиссары деструктивного культа могут создавать молодежные кафе, клубы по интересам, компьютерные классы или «группы по изучению тайн египетских пирамид». И везде разговор рано или поздно переводится на религиозные темы.

По отношению к отдельному человеку  культ может нанести ущерб в изменении образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи.

Утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха.

 Частое и необъяснимое отсутствие дома.

 Выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших.

 Значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги.

Бороться с деструктивными религиозными течениями или организациями в интернете удается разными способами. Прежде всего, это блокирование правоохранительными органами действующих сайтов. Кроме того, в социальных сетях надзор осуществляет их администрация, которая предупреждает о последствиях нарушения этических норм. Странички пользователей блокирует сам регулятор соцсетей или после обращения к нему других пользователей с жалобой.

Будьте бдительны и внимательны проводя время в интернет-пространстве. Если ваши данные попадут в руки так называемых вербовщиков, то вы станете легким объектом манипуляции.

Безопасность страны предполагает не только сохранение неприкосновенности территории, на которой живет народ, но не менее важна защита неприкосновенности нравственной территории.

Сегодня важно формирование четкой гражданской позиции людей по отрицанию всякого рода деструктивных идей, в том числе псевдорелигиозных.

В целом следует отметить, что в настоящее время в Казахстане сформировалась уникальная модель взаимоотношений государства и религий, основанная на невмешательстве во внутренние дела религиозных объединений, уважительном отношении к религиозным убеждениям и равенстве представителей различных вероисповеданий перед законом.

С. Тлекбаев,

исполнительный директор  «Центр изучения и анализа общественных процессов» УДР Карагандинской области, член областной ИРГ, специалист МРЦ г. Сарани по вопросам религии, юрист-религиовед