Выше всех искусств у кочевых народов ценилось красноречие. У казахов оно воплощалось в жанре толгау — песне, поэтическом раздумье.
В них авторы - жырау - давали моральные наставления, затрагивали вопросы общественной жизни и государственного управления. Одним из таких выдающихся творцов является Бухар Жырау Калкаманулы. Благодаря таланту, знаниям и мудрости он влиял на правителей Казахского ханства, был видным государственным деятелем XVIII века.
В племени Аргын Среднего жуза был мужественный батыр и военачальник Калкаман, происходивший из родовой знати. Среди его предков — старшины и родоначальники. Бухар Жырау был сыном этого батыра, родился он в 1668 году. Своё имя Бухар, что в переводе звучит «средоточие учёности», он получил от легендарного Анет Бабы, советника Тауке Хана. Проницательный старец, не ошибся, со временем мальчик стал лучшим учеником медресе в Бухаре, затем отправился в ведущее мусульманское учебное заведение Дамаска. По возвращению на родину 22-летний юноша начинает преподавать в медресе Карнака. Как преподаватель Бухар предлагает ввести новые предметы: ряд правовых дисциплин, логику, мастерство ведения дискуссий. Он применял уникальную методику изучения предметов — давал материал в форме песен на казахском языке, что значительно облегчало усвоение. Затем эмир принимает его на должность своего советника. Но в сердце молодого учёного – философа живёт горячее стремление служить своему народу.
Во время правления мудрого и дальновидного хана Тауке, Казахское ханство укрепилось в статусе сильного и свободного государства. Бухар Жырау стал одним из влиятельных его биев. Вместе с прославленными Толе-би Алибекулы, Казыбек-би Келдибекулы, Айтеке-би Байбекулы он участвует в составлении знаменитого свода законов «Жеті жарғы». Он содержал нормы административного, уголовного и гражданского права, охватывая практически все стороны жизни казахского общества. Знания Бухара пригодились при формировании норм всех видов права, правил землепользования, а также в разделах о налогах, о семейных отношениях. Это свидетельствует, что Бухар Жырау был влиятельным государственным деятелем того времени. А рекомендации, которые он давал правителю, способствовали укреплению власти хана. После правления хана Тауке, когда начинается борьба за власть между наследниками трона, из-за внутренних разногласий Казахское государство начинает слабеть. Этим воспользовались внешние враги и вторглись в казахские степи со всех сторон. Пока между султанами шла борьба за власть, чужеземцы жгли казахские аулы, убивали мирное население. Казахские батыры погибали, защищая свою родную землю, это было трагическое время для народа.
Бухар Жырау с болью в сердце наблюдал, как над его народом нависла смертельная опасность. Именно в этот драматический период происходит судьбоносная для всех казахов встреча двух великих личностей, которая изменила ход отечественной истории. Смелый хан Абылай и мудрый Бухар Жырау общими усилиями объединили и сохранили казахский народ и это золотая страница в истории Казахстана. С присущей ему проницательностью Бухар Жырау, которому уже минуло шестьдесят лет, разглядел в молодом Абылае будущего хана, способного объединить весь казахский народ на борьбу с джунгарами и поверил в него. Абылай же со своей стороны увидел в Бухар Жырау искреннего сподвижника своей великой цели, выразителя дум и чаяния казахского народа. Он обрёл влиятельного и надёжного союзника. Бухар Жырау — советник Абылай-хана с 1771-го года. Его способности помогали налаживать отношения с родами, которые пытались выйти из повиновения. Как дипломат, владеющий многими языками, побывал с Абылаем во всех соседних странах. Ценил Абылай-хан дар прорицателя, которым отличался Бухар Жырау. По расположению звезд и поведению животных он называл удачные дни начала походов, их маршруты. Умел мудро толковать вещие сны хана. Бухар Жырау обладал даром величайшего владения словом, даром златоуста. Его называли «Көмекей әулие», что означает «Святое горло». Легендарные казахские батыры, выдвинувшиеся в эпоху Абылая и ставшие его соратниками, чтили Бухара как великого человека и идейного вдохновителя борьбы за независимость Казахского ханства. Для сохранения страны надо было преодолевать родовые и племенные распри, мелкие клановые интересы. Бухару Жырау призывал не втягиваться в тяжбы за скот и землю, а жить в сплоченном государстве, чтобы противостоять чужим вторжениям.
Кочевать давайте дружно,
Меж собой объединитесь,
Не богатством, этой дружбой
Первым делом вы гордитесь.
В сказаниях Бухар Жырау отражались исторические события того времени и прежде всего — деятельность Абылай-хана. В поэме «Сабалак» он поведал о его первых победах и возвышении. Позже народный поэт воспевает хана как символ мощи, ума, человечности. Но в то же время, великому акыну принадлежало право указывать правителю на ошибки и заблуждения. Он позволял себе то, что не мог никто из окружения хана, — предостеречь от излишней деспотичности, от тщеславия.
Как строгий учитель, советчик, он по-дружески мог посоветовать потушить огонь гнева, напоминал, что правитель должен заботиться о своем народе.
В поэзии Бухар Жырау находят отражение его мысли о поиске истины, темы познания, силы человеческого разума. Отразились в творчестве акына вопросы этики, традиционные для народной поэзии темы наставлений, воспитания. Он оставил пожелания людям, как быть достойным человеком. При этом считал главными такие моральные требования:
Быть верным Богу как главному источнику жизни, а также мусульманскому долгу.
Жить в мире и согласии, заботиться о близких, защищать страну.
Избегать злодеяний и невежества.
Беречь здоровье — главный дар человека.
Основой морали считал отношение к женщине, а долгом каждого — ценить матерей.
Не зря говорят, что только великие цели рождают великие дела. Единство и сплочённость не только на один год или на время опасности, а навсегда. Этот завет хана Абылая и Бухар Жырау актуален и сегодня. Пока народ силён своим единством и сплочённостью, не утратят свою значимость произведения великого Бухар Жырау, чья жизненная цель парила так же высоко, как и орёл на флаге независимого Казахстана.
Т. Коняева,
библиотекарь Центральной городской библиотеки