Сегодня: 24.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

С момента обретения независимости в 1991 году, Республика Казахстан взяла курс на построение светской модели устройства, основанной на отделении религии от государства.

Если аналогичные попытки построения светского государства в некоторых Среднеазитатских республиках бывшего Советского Союза (в первую очередь в Таджикистане) натолкнулись на противодействие радикально настроенного духовенства и части населения, то практически все казахстанское общество поддержало идею светскости. Это было связано как с многовековой культурой казахского народа, основанной на взаимообогащении религий, проникавших на территорию Великой степи, так и с достаточно глубоко укоренившейся советской моделью светски – атеистического государства. Идея построения светского государства была окончательно институционализирована в 1 статье действующей Конституции, которая утвердила Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Однако, в дальнейшем потребовалась конкретизация правовых основ светскости нашего государства. Это было связано с тем, что пользуясь свободой вероисповеданий на территорию республики стали проникать деструктивные и экстремистские религиозные течения. Это новое для Казахстана явление в итоге привело к принятию Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в 2011 году. В преамбуле этого документа говорится о том, что:  «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан». В рамках данного закона была упорядочена деятельность религиозных объединений, определен порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы и другие вопросы.

Вскоре после этого были утверждены государственные программы «По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан» (на 2013-2017 и 2018-2022 годы), направленные на укрепление устойчивости и безопасности, обеспечения мира и согласия в обществе, а также на защиту граждан (в первую очередь молодежи)  от негативного влияния псевдорелигиозных экстремистских и террористических организаций.

31 декабря 2020 года Постановлением Правительства Республики Казахстан в целях соблюдения и дальнейшего продвижения основных принципов государственной политики в религиозной сфере был утвержден «Комплексный план по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021-2023 годы».  Согласно этому плану основными принципами государственной политики в сфере религиозной деятельности Республики Казахстан были определены следующие принципы:

  1. Неукоснительное соблюдение Конституции и законов Республики Казахстан, гарантирующих защиту свободы совести и вероисповедания граждан, всеми государственными органами и гражданами. Выполнение статей Конституции, запрещающих любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому, расовому, социальному и половому признакам. Выполнение обязательств Казахстана, подписавшего важнейшие международные соглашения и договоры в области прав человека, в том числе фундаментальные пакты ООН в этой сфере.
  2. Реализация положений, утверждающих Казахстан светским и правовым государством, создание равных и благоприятных условий для реализации религиозными объединениями своих функциональных обязанностей.
  3. Активное участие институтов гражданского общества – неправительственных организаций, Ассамблеи народа Казахстана, а также средств массовой информации в реализации государственной политики в сфере религии.
  4. Мирное и уважительное сосуществование конфессий, а также противодействие распространению экстремизма.

Таким образом,   Казахстанская модель светскости стала важным историческим достижением, основанным на особенностях традиционной культуры казахского народа, опыта советского периода нашей истории и наработках независимого Казахстана. Однако не следует забывать о нестабильности современного мира и о том, что не существует ничего данного раз и навсегда. Для того, чтобы уникальный отечественный опыт межконфессионального согласия и стабильности в обществе передавался из поколения в поколение необходима его активная поддержка не только со стороны государства, но и со стороны общества и традиционных для нашего государства религиозных объединений.

Н. Максименко,

директор КГУ «Школа-гимназия № 17 города Сарани», член информационной группы