В современном мире отношения государства и религии на основе разделения сфер ответственности не является уникальными. Основой государственного устройства практически большинства государств мира является принцип светскости.
Термин «светскость» - это новое понятие в общественно-политической и государственной жизни современного Казахстана. В современном осмыслении понятие «светскость» означает:
- нейтралитет государства по отношению к любой религии;
- его независимость от любой религии, как и независимость религии от государства;
- свобода совести и вероисповедания, свобода изучать и критиковать религию;
- отсутствия какой бы то ни было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую религию, по своему выбору или не исповедовать никакую;
- свободный от любой религии характер государственной школы.
Светскость - это не антирелигиозность. Светскость не позволяет религии подчинить себе государство, в то же время она и не позволяет государству подчинить себе религию. Светскость - это не атеизм, а свобода вероисповедания.
XXI век - это время развития новых технологий, всемерного проникновения рыночной экономики роста, коммуникации и IT-технологии. Но это не способствовало тому, что религия могла уйти в прошлое.
Духовность, религия демонстрируют свою востребованность даже тогда, когда в мире начинает доминировать рациональный тип мышления. Это является вполне логичным и соответствует человеческой природе, которая реализуется не только и не столько на основе рационального сознания.
Современный мир, несмотря на свои колоссальные достижения во всех сферах человеческой деятельности, прежде всего, в сфере науки и научно-технического прогресса не смогла вытеснить религию, но вместе с тем, в свою очередь, вызвала глубокие перемены в самой религии и религиозном сознании современного человечества: в понимании Бога, мира и самого человека. Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность вступить в диалог с современным миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем существования и развития современной человеческой цивилизации.
Стремительный процесс модернизации казахстанского общества на рубеже XX-XXI веков привел к своеобразному «религиозному ренессансу». Вместе с тем, этот процесс духовного возрождения выявил и определенные проблемы, с которыми прежний Казахстан не сталкивался. В стране сформировано поликонфессиональное пространство, в состав которого вошли все религиозные объединения традиционных для Казахстана вероучений (ислам, христианство) и новые организации нетрадиционных, ранее не представленных в Казахстане религиозных движений. Появились также псевдорелигиозные образования, способствующие проникновению в Казахстан религиозного экстремизма, деструктивной и тоталитарной направленности.
Специфика поликонфессиональности в жизни казахстанского социума заключается в том, что она возникла не как результат длительного исторического процесса, а как реакция общественного сознания на новые социально-политические условия, создавшиеся в нашей стране за последние десятилетия, когда на смену административным и даже уголовным преследованиям верующих и представителей духовенства пришло реальное соблюдение общечеловеческих принципов свободы совести. При этом компоненты этого поликонфессионального пространства неравнозначны не только по количественным показателям, но и по степени их влияния на сферу идеологии общества.
Последовательная реализация принципов свободы совести и вероисповедания для нашей страны приобретает особую актуальность и смысловую нагрузку. Данные ценности не только гарантируют гражданам право быть верующими, но и обеспечивают межконфессиональный мир и согласие в казахстанском обществе. Законодательство РК отражает протекающие в духовной сфере общества процессы, стремится отвечать на вызовы и угрозы. Оно направлено на создание благоприятного правового режима для удовлетворения религиозных потребностей верующих и деятельности религиозных объединений и в то же время ограничивает влияние в обществе деструктивных религиозных объединений.
Ж. Жаяубаев,
заместитель директора по воспитательной части КГКП «СВГТК им. А. Кунанбаева»,
член информационной группы