Февраль. Когда по всем новостным каналам сообщили о землетрясении в Турции, то мир замер. От непоправимости произошедшего, от тех кадров, которые ранили ДУШУ. Невозможно было смотреть без боли в сердце на страдания людей, на слезы в глазах беззащитных детей, на мольбы о помощи. В один миг многие потеряли ВСЁ, но не НАДЕЖДУ!
И она вернулась к ним в лице спасателей со всего мира. Среди них были и наши казахстанские спасатели. Более 100 сотрудников подразделения МЧС работали на территории трех турецких провинций: Нурдагы, Газиантепе и Хатая. В их состав вошли специалисты Астаны, Алматы, Карагандинской и Акмолинской областей. Вашему внимание предлагаются фрагменты беседы с одним из них. Камзин Думан, наш земляк, выпускник Карагандинского политехнического колледжа по специальности «техник спасательных работ», Московского открытого института, Московского технического института по специальности «менеджмент». В связи с переподготовкой получил специальность «инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям». На данный момент спасатель спасательного подразделения г.Караганды ГУ «СПиАСР ДЧС Карагандинской области. ОСО г.Караганды».
Даже у него, имеющего за плечами почти десятилетний стаж поисково- спасательной работы, холодило внутри от переизбытка нахлынувших эмоций, и хотелось одного, как можно быстрее спасать, спасать, спасать…
«Когда я узнал о страшном землетрясении, первым моим желанием было как можно скорее оказаться в Турции, на месте трагедии. Ведь каждый день не участия спасателей - это чьи то не спасенные жизни, упущенная возможность дать им шанс на ЖИЗНЬ. И это тревожило, волновало, не давало спокойного сна. Жена Адель с пониманием отнеслась к тому, что я срочно, вместе с командой спасателей из Караганды выезжаю в длительную командировку, туда, куда рвалось мое сердце. И благословила меня в дорогу теплыми, добрыми словами, такими, какими может благословить только любящая и любимая женщина.
В Турции мы оказались в городе Нурдагы. Приехали поздно ночью. Поставили палатки, подготовили спасательное снаряжение. Легли спать под утро, настроенные на трудоемкую, но очень важную работу. Первые сутки работали без смен. В сознание день путался с ночью, ночь с днем. Нам достался разрушенный семиэтажный дом, сложившийся как игрушечный домик, под которым были заживо погребены люди. Пробираясь сквозь кучи строительного мусора, обломков плит, бытовых материалов, надеялись найти живых, и делали все для их спасения. Рядом с этим «домом», на разборке которого мы работали, стоял другой -полуразрушенный, с большой трещиной по всей стене и сильнейшим наклоном в нашу сторону. С каждым часом, от новых толчков, трещина становилась все шире и шире, грозя в любой момент рухнуть на спасателей, и на тех, кто помогал разбирать завалы. Конечно же мы боялись этого момента, но в тоже время понимали, что мы должны продолжать свое дело: кропотливо, поэтапно, шаг за шагом пробираться до цели. Особенно, когда уже держали связь с потерпевшими, вселяя им надежду на выход из вынужденного «плена», на жизнь!
Впервые же сутки вытащили живыми маму с дочерью, и мужчину. Освобождение мужчины шло достаточно в тяжелой обстановке: узкие проходы изначально привели не к ожидаемому месту, и пришлось начинать все сначала, но уже с другой стороны. Мужчина оказался в дверной коробке, накрытый тяжелой железной решетчатой дверью. Выставленная из нее рука и прерывистое дыхание, говорило о том, что он еще жив. Рядом, как оказалось, лежал его брат, которому медицинская помощь уже не понадобилась. Когда вытаскивал, старался сдерживать эмоции, они на тот момент только бы мешали выведению его на «свет». Подхватившие коллеги, выражали свои эмоции мужскими рукопожатиями и криками: «Алға, Қазақстан!». Маму с дочерью спас мой друг, спасатель Сергей Тарынин. В последующем они нашли своего спасителя. И их выразительные взгляды сказали о многом.
Пред нами чередой проходили судьбы людей: изломанные, израненные, с невыносимой физической и душевной болью. Люди жертвовали собой, пытаясь спасти своих детей, внуков, родных и близких им людей. Все в этой трагедии не ожесточились, а стали еще сплоченнее: делились едой, кровом, всем!
Была возможность поддерживать связь с родными, но я старался писать только SMS , так как четырехлетняя дочь Данель, услышав мой голос, начинала плакать и искать папу. Скучал, но понимал, что я должен быть здесь, на этом месте, потому что выбрал себе профессию СПАСАТЕЛЯ- однажды, и на всю жизнь!»
…Казахстанцев до слез растрогало представленное в интернете видео о встрече Думана Камзина с любимой дочкой Данель. Ее эмоции, каждая слезинка, взволновало его сердце. Он прижимал свое чудо, шепча нежные слова о любви.
В День благодарности город благодарит Думана Камзина, и в его лице всех казахстанских спасателей за самоотверженность и героизм, за то , что они на протяжение всей своей благородной миссии -не подвели, и высоко несли звание КАЗАХСТАНЕЦ! Вы -ангелы и хранители человеческих судеб. Низкий вам поклон!
Татьяна Стрельчук