Сегодня: 25.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

За годы независимости Республика Казахстан состоялась как суверенное государство, признанное мировым сообществом, имеющее уникальный опыт успешного продвижения межрелигиозного и межконфессионального диалога и согласия. На территории республики, где на протяжении многих веков мирно сосуществовали и культурно взаимно обогащали друг друга представители различных этносов и конфессий, впервые созданы необходимые политико-правовые и социально-экономические условия для развития культуры и традиционных духовных ценностей казахстанского народа. В соответствии с Конституцией страны сформирована светская модель государственно-конфессиональных отношений на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительного отношения к личным убеждениям каждого, независимо от языка и отношения к религии. Согласно общепринятым мировым нормам государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения прав граждан и защиты общественной безопасности.

Так, Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» направлен на реализацию предусмотренного международным правом и Конституцией страны права каждого на свободу совести, является правовой основой реализации политики государства и защиты национальных интересов в религиозной сфере. В рамках действующего законодательства упорядочена деятельность религиозных объединений, определен порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы.

Государством принимаются конкретные меры по сохранению стабильности в религиозной сфере, укреплению межконфессионального согласия и толерантности в обществе, формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма и радикализма в любых формах и проявлениях. Созданы необходимые условия для обеспечения деятельности официально зарегистрированных на 1 января 2023 года 3892 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий. Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба (2756) и православное христианство (344). Имеются также католические и протестантские конфессии, иудейские, буддистские и другие общины. Религиозные праздники Курбан-айт и православное Рождество в республике являются нерабочими днями.

Приверженность населения страны идеалам добра и мира, позитивный диалог конфессий и культур, продуманная государственная политика в сфере религий, а также уходящая корнями в глубь истории традиция единения представителей разных религий для укрепления стабильности казахстанского общества позитивно влияют на состояние религиозной ситуации в стране. Казахстан наглядно демонстрирует миру, что религия выполняет важнейшую роль в сохранении стабильности и согласия внутри страны, укреплении общенационального единства на универсальных общечеловеческих ценностях, а различные религии и конфессии могут сосуществовать и гармонично развиваться на основе полного взаимопонимания и взаимоуважения.

Казахстан как независимое полиэтническое и поликонфессиональное государство формирует собственную модель и порядок взаимодействия между органами государственной власти и религиозными объединениями. Республика Казахстан является государством-участником универсальных многосторонних международных договоров в области защиты прав и свобод человека. Созданная уникальная модель общенационального единства и согласия всех казахстанцев, независимо от их религиозной и этнокультурной принадлежности - это весомый вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий.

Религиозные убеждения - это особая сфера, несущая в себе как общечеловеческие ценности, так и потенциальные риски для духовной гармонии, социальных отношений и сознания граждан.

Поэтому предлагаемые подходы и принципы государственной политики к регулированию общественных отношений в сфере религии являются особыми, учитывающими специфику страны и культурно-ментальные особенности народа.

 Основные усилия государства должны быть сосредоточены на следующих задачах:

1) укрепление светских принципов развития государства, обеспечение прав граждан на свободу совести;

2) совершенствование законодательства, регулирующего религиозную сферу;

3) совершенствование единой системы работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по реализации государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере, направленной на укрепление светских принципов государства и противодействие религиозному экстремизму;

4) обеспечение гарантированных законодательством прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений;

5) обеспечение условий для полноценного функционирования религиозных объединений и недопущение деятельности деструктивных религиозных течений, подрывающих национальную безопасность, конституционные основы светского государства и способствующих радикализации отдельных групп населения;

Граждане должны быть патриотами своей страны и соблюдать интересы государства, поскольку оно в соответствии с Основным законом страны - Конституцией создает для граждан необходимые условия для жизни, труда, охраны здоровья, безопасности, получения образования.

Интересы государственной политики в религиозной сфере заключаются в упрочении светских устоев государства, национально-культурных и исторических традиций народа, ограничении сферы влияния религий принципами морали и высокой этики.

Светские принципы являются основой развития и функционирования современного Казахстана.

Конституционное устройство государства исключает религиозный интерес при законотворчестве, формировании и функционировании органов государственной власти, принципов этики должностных лиц.

Между государством и религиями устанавливаются особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом.

В Казахстане, как демократическом, светском, правовом и социальном государстве, государственные решения принимаются исключительно на основе интересов всего общества, а не исходя из интересов какой-либо религии или отдельных ее последователей.

Казахстан признает ценность и обеспечивает свободу совести каждого гражданина.

Граждане страны вправе самостоятельно и без принуждения определять свое отношение к религии либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией и жить, не обращаясь к религиозным институтам.

Государство в лице государственных органов и государственных служащих не может принуждать граждан в какой-либо форме исповедовать или не исповедовать ту или иную религию, но способствует установлению отношений взаимного согласия и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной, безопасности государство регулирует и управляет общественными отношениями.

В этих целях государство вправе давать рекомендации религиозным объединениям и вводить предусмотренные законом ограничения, не вторгаясь во внутренний мир и религиозные убеждения человека.

Светские принципы являются основополагающими для функционирования системы государственного управления и государственной службы.

Государственные служащие, добровольно поступая на государственную службу, должны неукоснительно соблюдать ряд обязанностей и ограничений, в том числе:

при осуществлении должностных полномочий обязаны быть беспристрастными и независимыми от деятельности религиозных объединений. Не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.

Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности религиозных объединений. Гражданские служащие государственных учреждений и предприятий при выполнении служебных и должностных обязанностей воздерживаются от пропаганды религии.

Будущее Казахстана - за светским государством, когда духовные и религиозные ценности способствуют, а не сдерживают развитие всех сфер государства и процветание страны в целом. Это светскость, которая предполагает стремление к прогрессу, к получению образования и самореализации, соблюдению прав человека и демократическому будущему страны.

Г. Далабаева,

инспектор МРЦ г.Сарани