Сегодня: 25.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Светское устройство государства – важное историческое достижение народа Казахстана.     

 Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан.

     Социальные отношения, включая системы государственной службы, образования, культуры, спорта, здравоохранения, институты семьи и брака, а также другие сферы, относящиеся к компетенции государства, регулируются  только законодательством.

     В своей повседневной деятельности все граждане, независимо от отношения к религии, руководствуются, прежде всего, законами, требованиями иных нормативных правовых актов, а также внутренними правилами организаций всех форм собственности, если они не противоречат действующему законодательству.

     Конституционное устройство государства исключает религиозный интерес при законотворчестве, формировании и функционировании органов государственной власти, принципов этики должностных лиц.

    Между государством и религиозными объединениями устанавливаются особые отношения. Государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом.

     В Казахстане как демократическом, светском, правовом и социальном государстве государственные решения принимаются исключительно на основе интересов всего общества а, не исходя из интересов какой-либо религии или отдельных ее последователей.

     Казахстан признает ценность и обеспечивает свободу совести каждого гражданина.

     Граждане страны вправе самостоятельно и без принуждения определять свое отношение к религии либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией и жить, не обращаясь к религиозным институтам.

     Государство в лице государственных органов и государственных служащих не может принуждать граждан в какой-либо форме исповедовать или не исповедовать ту или иную религию, но способствует установлению отношений взаимного согласия и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

  В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной безопасности государство регулирует и управляет общественными отношениями.

      В этих целях государство вправе вводить предусмотренные законом ограничения, при этом, не вторгаясь во внутренний мир и религиозные убеждения человека.

     Светские принципы являются основополагающими для функционирования системы государственного управления и государственной службы.

      Государственные служащие, поступая на государственную службу, должны неукоснительно соблюдать ряд обязанностей и ограничений, в том числе:

при осуществлении должностных полномочий обязаны быть беспристрастными и независимыми от деятельности религиозных объединений;

не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.

     Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности религиозных объединений.

Гражданские служащие государственных учреждений и предприятий при выполнении служебных и должностных обязанностей воздерживаются от пропаганды религии. При принятии ими управленческих решений религиозные предписания не должны браться за основу.

В системе правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил не допускается пропаганда религии.

Воинская повинность не требует отказа от религиозных убеждений.

Военнослужащий может придерживаться своей веры, но реализация этой веры не должна осуществляться в ущерб служебной деятельности.

Согласно 7 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся (совершаются) в культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, жилищах, объектах общественного питания в случае необходимости, при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц.

     При этом введен запрет на проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:

государственных органов, организаций;

Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц;

организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования.

Обеспечение национальной безопасности – актуальная задача любого цивилизованного государства. Как показывает мировая практика, чем успешнее развивается страна, тем более защищенными чувствуют себя ее граждане.

Национальные интересы Казахстана состоят в обеспечении гражданского мира, территориальной целостности, стабильности государственной власти и ее институтов, а также нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Вопрос укрепления межконфессионального и межнационального согласия и толерантности требуют постоянного внимания. От правильного решения зависит внутриполитическая стабильность, безопасность и дальнейшее развитие Казахстана.

 Актуальной остается работа по реализации механизмов взаимодействия уполномоченных государственных органов с местными исполнительными, правоохранительными и специальными органами в организации профилактической работы по дерадикализации, реабилитации и ресоциализации лиц, попавших под влияние идеологии радикальных религиозных течений, в том числе отбывающих и отбывших наказание в местах лишения свободы.

Кроме того, задача обеспечивать административные и иные меры по пресечению деятельности деструктивных религиозных течений, включая подстрекательство к религиозному экстремизму, вовлечение лиц в псевдорелигиозную деятельность с использованием насилия или угрозы насилия.

Судебная и законодательная системы страны свободны от влияния религий и религиозного суда. Религиозные установки, в том числе из священнописаний, не могут быть источниками права в Республике Казахстан.

В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной безопасности, государство регулирует и управляет общественными отношениями. При этом может создавать условия для исключения возможности использования религиозных интересов в реализации государственных управленческих функций.   Прежде всего, это касается фундаментальных государственных сфер, связанных с принятием политических решений, судебной, правоохранительной и правоприменительной системы, специальных служб, военных сил, образования, а также государственных секторов здравоохранения и социальной поддержки.

С. Тлекбаев,

исполнительный директор Центра изучения и анализа  общественных процессов УДР Карагандинской области,  член республиканской  ИРГ КДР МИОР РК,  юрист-религиовед