Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Соблюдение этических норм занимают особое положение в системе государственной службы.

В современных условиях вопросы усиления требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих потребовали совершенствования законодательства в данной сфере, способствующего повышению доверия к государственным органам со стороны общества.

В Послании народу Казахстана Глава государства обозначил, что общая задача - реализовать концепцию слышащего государства, которая оперативно и эффективно рассматривает все конструктивные обращения граждан.

Глава государства акцентировал внимание уполномоченного органа в сфере государственной службы проводить работу по дебюрократизации в государственных органах, повышению эффективности государственного аппарата, создать сервисный и клиентоориентированный аппарат.

В связи с этим, в целях совершенствования законодательства по вопросу соблюдения служебной этики государственных служащих Указом Президента Республики Казахстан от 22 февраля 2022 года за № 814, утверждена новая редакция Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.

Новый Этический Кодекс устанавливает стандарты служебной этики и служит основой для формирования морально-нравственных качеств у госслужащих.

В этом плане, Этический кодекс имеет важное значение для правильного понимания и применения норм служебной этики. Решения новых вызовов в системе государственной службы послужили поводом для принятия Этического кодекса в новой редакции.

Если Этический кодекс старой редакции объединял в себя, как, собственно, морально-нравственные требования к государственным служащим, так и базовые принципы к их поведению, то в новой редакции этот перекос был устранен за счет разделения этических требований от иных положений, не относящихся к служебной этике госслужащих.

Новый Этический Кодекс устанавливает стандарты служебной этики и служит основой для формирования морально-нравственных качеств у госслужащих.

Кодексом определены этические принципы государственной службы – добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость и клиентоориентированность.

Следует отметить, что такие требования предъявлялись к госслужащим и в прежнем кодексе. Но, как вы уже заметили, в новой редакции кодекса предусмотрены приоритетные требования по соблюдению принципов открытости и клиентоориентированности, согласно чему, госслужащие должны всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, проявлять готовность к работе с общественностью и обеспечивать прозрачность своих действий.

Кодекс также определяет Агентство по делам государственной службы и его территориальные органы, органами, осуществляющими координацию по профилактике нарушений служебной этики.

В этих целях, активизирована работа уполномоченных по этике, дискомиссии и советов по этике по предупреждению и профилактике нарушений.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день деятельность государственных служащих и органов госуправления направлена прежде всего на профилактику правонарушений.

В этих целях с 2016 года действует Совет по этике и институт уполномоченных по этике, которые приводят профилактическую работу по недопущению нарушений этического кодекса.

В целом можно говорить о положительных результатах деятельности данных институтов, так как с каждым годом снижается количество госслужащих нарушающих этику госслужащих и проступков дискредитирующих государственную службу.

В частности, если в 2021 году за нарушение норм служебной этики и дискредитацию государственной службы к дисциплинарной ответственности были привлечены 38 госслужащих, то в 2022 году 22 госслужащих, то есть снизилось на 42 %.

В основном к дисциплинарной ответственности государственные служащие привлекаются за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и нарушение норм законодательства.

Учитывая вышеизложенное перед госорганами стоит задача по активизации профилактических мер в свете требований нового Этического кодекса, поднятия престижа госслужбы и доверия к госорганам на новый уровень в целях построения нового Казахстана.


Е. Строчкова,

член совета по Этике

в Карагандинской области