Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества.
26-й президент США Т.Рузвельт
Формирование чувства казахстанского патриотизма, которое немыслимо без уважительного отношения к национальным и духовным традициям своего народа является важнейшей задачей, стоящей перед всеми уровнями отечественной системы образования. Особую актуальность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда глобализация стирает национальные и культурные различия между странами и народами, заменяя их усредненным образом человека, продукта современного общества потребления и масс – медиа.
Как чувство, патриотизм, безусловно, начинает формироваться в семье, где в сознании человека, закладывается образ Родины и личностное отношение к ней. Однако местом целенаправленного патриотического воспитания подрастающего поколения является школа. Здесь патриотическое воспитание тесно переплетается с духовно – нравственным воспитанием, которое является ведущим компонентом системы всестороннего развития личности.
Содержание духовно-нравственного воспитания личности призвано сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции народа, дать подрастающему поколению не только систему знаний, но и сформировать ценности и идеалы, без которых такое высокое чувство как патриотизм может принять самые уродливые и искаженные формы.
В связи с этим духовно – нравственное воспитание начинается с овладения культурными ценностями, созданными предшествующими поколениями. Затем формируется осознанное применение усвоенных культурных ценностей в практической деятельности. Третьим, высшим уровнем духовно – нравственного воспитания является формирование осознанного чувства патриотизма, основанного на традиционных ценностях своего народа и реалиях 21 века.
В процессе духовно – нравственного воспитания, как важнейшей и неотъемлемой части патриотического воспитания, особое значение имеет всестороннее и осмысленное восприятие национально-культурных ценностей своего народа. В этом процессе ключевое значение приобретают общественно – гуманитарные дисциплины, которые способствуют сохранению культурного кода нации, а также проникновению и взаимообогащению культур (история Казахстана, география, казахский язык пр.)
Огромная роль в формировании казахстанского патриотизма, а также уважения к национальным и духовным традициям казахского народа принадлежит также классным руководителям. Ведь классный руководитель – это наставник учащихся, который посредством контроля, коррекции и направления деятельности участвует в формировании личности, а также в ее успешной социализации.
Таким образом, ключевое значение в процессе формирования чувства казахстанского патриотизма принадлежит системе основного среднего образования. Это является повседневной, системной и многоплановой работой и для ее наиболее успешной реализации необходимы совместные и скоординированные усилия семьи, школы и общества. Только тогда, мы сможем воспитать настоящих патриотов, уважительно и бережно относящихся к национальным и духовным традициям своего народа и уважающих традиции других народов.
Н. Максименко,
директор КГУ «Школа-гимназия № 17 г. Сарани»,
член информационной группы