Приобретательная давность, как способ приобретения права собственности лицом, владеющим вещью, существовала со времен римского права. По Законам XII таблиц срок приобретательной давности в отношении земельных участков составлял 2 года, в отношении других вещей - один год, при этом исключалось приобретение по давности краденой вещи. Впоследствии в праве были закреплены условия приобретения права собственности по давности владения. Для этого было необходимо фактическое и добросовестное владение вещью в течение определенного, уже более длительного срока.
В советский период в гражданском праве Казахской ССР институт приобретательной давности отсутствовал, поскольку в законодательстве существовала презумпция государственной собственности.
Впервые институт приобретательной давности был введен с принятием Закона «О собственности в Республике Казахстан» от 15 декабря 1990 года, с изменениями от 9 апреля 1993 года. Согласно пункту 3 статьи 6 названного закона, гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее, как своим собственным, недвижимым имуществом не менее пятнадцати лет либо иным имуществом не менее пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Затем правило о приобретательной давности было закреплено в статье 240 Общей части ГК.
Следует указать, что в действующее законодательство последовательно вносятся изменения в интересах давностных владельцев.
Так, в первоначальной редакции статьи 240 ГК, в пунктах 4 и 5 было определено, что течение срока приобретательной давности в отношении имущества, находящегося у лица, из владения которого оно могло быть истребовано в соответствии со статьями 260-263, 265 настоящего кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. В случае, если лицу отказано судом в признании за ним права собственности, собственником становится лицо, владеющее имуществом.
Из прежней редакции указанных пунктов статьи 240 ГК следовало, что давностный владелец мог заявить о своих правах на имущество только в том случае, если на него не могли претендовать иные лица, то есть приобретательная давность расценена как производное, обусловленное отсутствием права иных лиц, основание возникновения права собственности.
Законом Республики Казахстан от 25 марта 2011 года №421-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства» исключен пункт 5 статьи 240 ГК, а пункт 4 изложен в следующей редакции: «Течение срока приобретательной давности начинается с момента завладения вещью».
Затем, Законом Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 479-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений» срок давности в отношении недвижимого имущества был сокращен с 15 до 7 лет.
Указанные изменения означают, что срок исковой давности поглощается сроком приобретательной давности, поэтому для разрешения спора имеет значение наличие семилетнего срока давности в отношении недвижимого имущества. Продолжительность этого срока является достаточной, чтобы собственник мог заявить о защите своих прав.
Также Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 414-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества» существенно изменил редакцию пункта 3 статьи 242 ГК.
Согласно прежней редакции пункта 3 статьи 242 ГК, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в коммунальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (статья 240 настоящего кодекса).
То есть давностный владелец мог притязать на бесхозяйную вещь только после того, как судом будет отказано в признании этой вещи, поступившей в коммунальную собственность.
В новой редакции пункта 3 статьи 242 ГК установлено, что не могут быть поставлены на учет и переданы в коммунальную собственность бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся у граждан или негосударственных юридических лиц, которые владеют таким имуществом как своим собственным. Аналогичное правило установлено в пункте 2 статьи 23 Закона «О государственном имуществе».
Тем самым законодательно установлен приоритет интересов давностного владельца перед государством в отношении бесхозяйной вещи.
Владение является одним из существенных условий приобретения права собственности при приобретательной давности, при этом владение должно основываться на факте, а не на праве.
Владение, основанное на праве, в срок приобретательной давности не засчитывается. Это закреплено в пункте 13 нормативного постановления от 20 апреля 2006 года №3 «О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником», по которому в срок приобретательной давности не засчитывается время, когда владение жилищем осуществлялось на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) или жилище было закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Если владение основывается на праве, то законодательная защита прав владельца регламентирована статьей 265 ГК, в соответствии с которой подлежат защите права лица, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного землепользования либо по иному основанию, предусмотренному законодательными актами или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Ұ. Бақтыбайұлы,
судья Саранского городского суда