Сегодня: 23.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Салафия - это движение в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков.

Слово «салаф» («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует»  времени, наступающему после.

К салафитам причисляются, например, аш-Шафии, Ибн Ханбал, Ибн Таймия, идеологи ассоциации «Братья-мусульмане».

Салафия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк и его сподвижники», «возвращение к Корану и Сунне» в интерпретации шариатских положений.

На данный момент необходимо сказать об идеологии салафитских течений, которые несмотря на долголетние внутренние конфликты, все равно продолжают свой пагубный призыв во всем Исламском мире. Остро это коснулось и Казахстана, где сегодня они очень активно продвигают свои конфликтно-религиозные доктрины в массы. Несмотря на то, что в последние годы многие лидеры данных течений взяты на особый контроль, а некоторые даже заключены под стражу, все равно приходится наблюдать их численный прирост. «Считаем, для Республики Казахстан салафизм неприемлемым и является деструктивным религиозным течением».

Призывающие активисты этих групп обычные граждане поддерживающие данную идеологию, которые едва научились бегло читать арабские тексты. Они не обладают научными степенями, не имеют заслуг в сфере научно исламской мысли, среди данных лидеров мы видим простых молодых людей, которые активно переводят для своей аудитории различные труды и брошюрки своих псевдо-шейхов.

В основном, все эти работы направлены на разделение исламской общины. Почему же так происходит? Посмотрев со стороны на активистов этих групп, на первый взгляд может сложится положительное впечатление, вроде они искренние, жаждущие истины ребята, которые, казалось бы, готовы отдать свои жизни в борьбе за чистый Ислам. Они горячо цитируют аяты священного Корана, приводят в качестве довода заученные наизусть хадисы Пророка Мухаммада (мир ему), могут апеллировать мнением различных ученых из прошлого и т.д.

 Так в чем же дело? Почему все ученые ахли сунны сильно порицают и предостерегают от них? Одна из причин — это то, что Посланник Аллаха (мир ему) предупреждал свою общину об их пришествии. Например, в одном из своих высказываний он сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но Он не будет опускаться ниже их глоток (не будет принят)! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены!».  В другом изречении передано: «Во времена ближе к Концу света появятся люди молодые годами и бестолковые умами, которые станут произносить слова лучшего из созданий (т.е. Пророка, мир ему и благословение), однако они выйдут из Ислама подобно стреле. И вера этих людей не пройдет ниже их глоток…» (Бухари, Абу Дауд).Это и есть то самое деструктивное течение, которое Посланник Аллаха (мир ему) упоминал в своих хадисах и называл его последователей худшими из творений. Впервые приверженцы этого движения упоминаются во времена правления сподвижника Али, сына Абу Талиба, и в то время они были названы хариджитами.

Основной причиной их заблуждения стала чрезмерность в вопросах религии и неправильное понимание сути Ислама. Исламские исследователи говорят, что последователи хариджизма были из века в век, как пришло в хадисах. Их немало и сейчас в наше время. В наши дни их роль исполняют современные салафитские группировки. Сегодня внутри салафизма существуют ряд течений и направлений.

Каждый современный салафит считает Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба обновителем Ислама, отдавая ему титул «шейхуль-ислам», «муджадит» и т.п. Именно отсутствие классического подхода к изучению религии привели их к неправильному пониманию наследия Пророка Мухаммада (мир ему). А отрицание признанных авторитетных мазхабов ахли сунны стали причиной разлада и следования за некомпетентными людьми, кто предлагал им Ислам в якобы самой изначальной форме. Они делают акцент именно на самый, якобы чистый, ничем не «разбавленный» Ислам. И дали они ему название -«салафия». Ведь это самый мощный аргумент – предложить своим адептам как будто бы тот самый, истинный и фундаментальный Ислам, который был в первых веках распространения религии.

Рядовым казахстанским салафитам нужно одуматься и отказаться от разрушительной идеологии, вернуться в общество, следовать классической, признанной во всем суннитском мире, ханафитской школе, работать на благо Родины. Они должны, наконец, понять, что долгие годы были в политическом движении, которое создано для подрыва устоев государства. Им нужно научиться привязывать сердца к истине, а не к искусственно созданными кумирам, перестать жить страстями и криминальным духом, прекратив клевету и ложь на имамов ахли сунны. 

С. Тлекбаев,

исполнительный директор Центра изучения и анализа общественных процессов  УДР Карагандинской области   

Член ИРГ, юрист-религиовед