Мой друг Нурлан Алькенов подарил нашей семье свою книгу «О времени и судьбе» Ф. Асадуллина. Он автор монографии «Москва: мусульманская история и современность». Н.Алькенов работал первым секретарем посольства Казахстана в РФ. Хочу привести выдержки из его книги, где он ссылается на Фарида Асадулина известного российского религиозного и общественного деятеля, исламоведа, арабиста.
На мой взгляд в них много полезной исторической информации, хотя бы о том, какое значения имеет тюрская история и культура для России и Казахстана в целом.
Далее еще две книги «Многонациональный мир Москвы» и «Мир Ислама в общественно-культурном пространстве Москвы. В них очень много полезной исторической информации, некоторыми понравившимися мне выдержками из этих книг я хочу поделиться, но очень кратко. Думаю, что этих выдержек вполне достаточно, чтобы у нас сложилось хотя бы общее представление о том, какое значение имеет тюркская история и культура для России.
«… Московская топонимика, пронесшая через века и сохранившая взгляд для нас практически все исконно «азиатские», вернее тюркско-мусульманские наименования более десятка ее исторических улиц, - Балчуг (от татарского, тюркского «балчык» - глина, грязь, болото), Арбат (от арабского «предместье», «укрепление»), Басманная (от слова «басма» - ханская печать», Тагаганка («таган» - треножник для котла), Ордынка (дорога на ставку Золотой Орды), Остоженка или Китай-город («Катай» - крепость), а также несущими отпечаток Востока шатровыми храмами и другими образцами культовой и городской архитектуры… «Расположенный на Красной площади Собор Василия Блаженного, который французский писатель Теофиль Готье назвал «волшебно-невероятным – зримый пример архитектурного величия арабо-мусульманской культуры».
Уместно будет вспомнить о тюркско-славянских корнях крестителя Киевской Руси великого князя Владимира Красное Солнышко (980-1015), мать которой была рабыней и носила тюркское имя Миляуша: тюркская кровь текла и в жилах князя Александра Невского (1221-1263), половца по матери».
«Тюркские корни прослеживаются в происхождении князя Андрея Боголюбского, рожденного от брака Юрия Долгорукого и дочери половецкого (кыпчакского хана Аспы (Аййуба). Как сообщает летопись, имя Андрей он приобрел уже после крещения «иже прежде крещения нарицаещеся Китаем», т. е. до этого он носил имя Китай (Катай), которое на языке половцев означало «крепость», «укрепление». От этого корня происходит название исторического места самого древнего (после Кремля) района Москвы Китай-города». «Ярким свидетельством включенности Руси в общую экономическую и финансовую систему Золотой Орды, являются пришедшие в русский язык разными путями татарские заимствования: алтын, деньги, казна/казначей, магарыч, батрак, ямщик, таможня, маклак в значении «посредник при купле продаже», кабала в значении «заемного документа» и т. п., о происхождении которых сегодня уже никто не задумывается».
«Хану Узбеку принадлежит особая роль в содействии возвышению Москвы как: церковной столицы, формировавшегося Русского государства, что положило начало истории Московской патриархии. Выданный митрополиту Феонгосту в 1326 году ханский ярлык послужит толчком становления в Москве православной духовной традиции и многовековой деятельности первосвященников Русской Православной Церкви».
«Даже при беглом ознакомлении с Бархатной книгой родословия русских дворян, помимо Юсуповых и Ростончиных, можно найти сотни фамилий, имеющих булгарско-татарское происхождение и принесших славу российскому государству. Среди них: Аракчеев, Бердяев, Бунин, Грибоедов, Державин, Достоевский, Енгаличев, Кантемир, Куприн, Милюков, Плеханов, Панаев, Рахманинов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Турчанинов, Тимирязев, Тенищев, Шереметьев, Чаадаев и т.д.
«Не стоит удивляться и тому, что Иван Грозный чингизид по материнской линии (литовской княжны Елены Васильевны Глинской), в общении со своим ближайшим родственником касимовским царем Саином-Булатом (более известным после крещения в 1573 году как Симеон Бекбулатович) мог не только по тюркски «карашеваться» (здороваться), но и наравне с русским использовать близкий для них обоих татарский язык».
«Татарская элита сыграла решающую роль в период Смутного времени, когда более 20 мурз со своими служильными людьми, примкнув к ополчению Минина и Пожарского, участвовали в 1612 году в освобождении Москвы от поляков. Сегодня исторически установлено, что один из главных инициаторов ополчения Кириша Минибаев (более известный как Козьма Минин) был сыном нижегородского татарина Мины Анкудинова». Об этом уже много написано Львом Гумилевым, Олжасом Сулейменовым и другими.
Не зря говорится, что «историю изменить нельзя, но историки могут».
К. Омаров