Л.Мартель
директор КГУ «ЦБС»,
член информационной группы
На заре Независимости, учитывая объективную ситуацию и стремление к сохранению духовной целостности государства и общества, Республика Казахстан конституционно утвердила себя демократическим, светским государством, где гарантировала каждому право на свободу совести, равноправие каждого, независимо от его религиозного убеждения.
В настоящее время в нашей стране в мире и согласии, проживают представители разных религий, которые в полной мере реализуют свои конституционные права.
Однако достигнутое равновесие в религиозных отношениях не является незыблемым и неизменным. Данное равновесие, основано на религиозной и культурной толерантности народа Казахстана, его характера мышления. Поэтому главная цель - сохранить особый тип мышления народа, не допустить, чтобы наши граждане не попали под влияние деструктивных понятий экстремистских идеологий.
Не стоит забывать уроки истории, именно радикализм и чувство превосходства одной идеологии над другой (независимо - религиозной или политической) приводили человечество к самым трагическим последствиям. Нельзя проявлять беспечность и быть полностью уверенным, что деструктивные убеждения не смогут найти место и в нашем обществе. Поэтому для Казахстана, где проживают предствители более 100 этносов и 18 конфессий, очень важно сохранить и уберечь от посягательств изнутри и извне существующую светскую форму государственного устройства, которая обеспечивает абсолютно всем равные права и возможности.
Сегодня каждый казахстанец сам определяет верить ему или нет, в кого верить и как верить. Это его конституционное право.
Поэтому развитие принципа светскости в обществе трудная, но жизненно необходимая задача, где целью выступает общая работа по дальнейшему формированию образа мышления гражданина, который уважает и соблюдает принятые законы государства, чтит и хранит национальные культурные традиции. Если гражданин исповедует определенную религию, в духовной практике, прежде всего, руководствуется общечеловеческими ценностями и религиозной толерантностью.
Законодательство Республики Казахстан направлено на создание благоприятного правового режима для удовлетворения религиозных потребностей верующих и деятельности религиозных объединений и в то же время ограничивает влияние в обществе деструктивных религиозных объединений.
Наша страна, обладая уникальными историко-культурными условиями, самобытного общественного развития и спецификой религиозной сферы, реализует собственную модель государственно-конфессиональных отношений, которая является признанной мировым сообществом.
Светский характер нашего государства является основопологающей характеристикой межконфессиональных отношений. Основой казахстанской модели светскости является свобода совести, равенство религиозных верований, нейтральность политической власти по отношению к религиозным конфессиям, уважительное отношение к личным убеждениям каждого, независимо от языка и отношения к религии.
На основе четкого резделения функций, система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Казахстан приобрела характер сотрудничества. Это система взаимоотношений позволяет религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества, тем самым открывая предпосылки для гармоничного сочетания светских и религиозных правовых принципов. Важно поддерживать межконфессиональное согласие и стабильность в обществе, которое требует неустанных усилий не только со стороны государства, но и гражданского общества, также самих религиозных объединений.
Государство взаимодействует с религиозными объединениями страны по вопросам сохранения согласия, взаимопонимания, толерантности и взаимоуважения в обществе. Государственные органы выстраивают конструктивные отношения со всеми конфессиями, поддерживающими государство в строительстве гармоничного, толерантного, ориентированного на прогресс казахстанского общества.
Будущее Казахстана за светским государством, когда духовные и религиозные ценности способствуют, а не сдерживают развитие всех сфер государства и процветание страны в целом.
Это светскость, которая предполагает стремление к прогрессу, к получению образования и самореализации, соблюдению прав человека и демократическому будущему страны.