Сегодня: 23.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

«Предупрежден – значит, защищен» - этот принцип в полной мере отражает суть информационно-разъяснительной работы в сфере формирования антитеррористического сознания в обществе, включая обучение населения правилам поведения и порядку действий в ситуациях возникновения террористической угрозы.

В Казахстане Положение об антитеррористических комиссиях было утверждено указом Президента в 2013 году. В соответствии с этим документом основной задачей антитеррористического комитета является разработка мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, формирование антитеррористического сознания в обществе.

В том же году указом Президента были утверждены Правила организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма. Из этого документа следует, что деятельность государственных органов направлена на осуществление мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций, возникающих вследствие угрозы или совершения акта терроризма. На установление уровней террористической опасности на территории страны. На обеспечение своевременного доведения информации и сигналов оповещения об угрозе или совершении акта терроризма до государственных органов, организаций независимо от формы собственности и населения.

В этой связи, в Правилах четко определено, что информация о возникновении угрозы акта терроризма на постоянной основе принимается, обрабатывается ситуационными центрами, пунктами управления, дежурными и диспетчерскими службами государственных органов в соответствии со своей компетенцией и незамедлительно передается через каналы связи в ситуационные центры Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

На основании достоверной информации о готовящемся или совершившемся акте терроризма, руководители ситуационных центров Комитета национальной безопасности незамедлительно информируют об уровне террористической опасности главу данного ведомства.

На всей территории Казахстана или в регионах и населенных пунктах могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:

- умеренный (желтый) - при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения акта терроризма;

- высокий (оранжевый) - при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения акта терроризма;

- критический (красный) - при наличии информации о совершенном акте терроризма, а также подтвержденной информации о возможном совершении повторного акта терроризма или одновременных террористических атак на объекты, уязвимые в террористическом отношении.

В соответствии с установленным уровнем террористической опасности принимаются следующие меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства:

1) при "желтом" уровне террористической опасности:

- мероприятия по проверке информации о возможном совершении акта терроризма;

- уточнение расчетов имеющихся у территориальных государственных органов и местных исполнительных органов сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий актов терроризма, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;

- оценка возможностей государственных организаций здравоохранения по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате акта терроризма может быть причинен физический вред;

- инструктаж нарядов полиции и отдельных категорий военнослужащих, а также персонала и подразделений объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;

- выставление на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на магистральных железнодорожных сетях, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, в местах проведения публичных и массовых мероприятий, в других общественных местах усиленных патрулей, в том числе с привлечением специалистов кинологической службы;

- усиление режимных мер в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, железнодорожных вокзалах и автовокзалах с использованием специальных технических средств;

- осуществление проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;

- проведение инженерно-технической разведки основных маршрутов передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование объектов, уязвимых в террористическом отношении, и мест массового - скопления людей в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств;

- информирование населения о возможной угрозе совершения акта терроризма и необходимых действиях.

2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):

- активизация мер по организации розыска на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте, а также объектах, уязвимых в террористическом отношении, лиц, причастных к подготовке и совершению актов терроризма;

- усиление контроля за соблюдением гражданами Республики Казахстан, в том числе должностными лицами, Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1427, в пределах территории, на которой установлен уровень террористической опасности, а также за соблюдением иностранцами и лицами без гражданства порядка временного пребывания или постоянного проживания в Республике Казахстан, въезда в Республику Казахстан, выезда из Республики Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;

- проведение подготовительных мероприятий по практическому применению сил и средств, привлекаемых для устранения угрозы акта терроризма;

- проверка готовности персонала и подразделений объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению акта терроризма и спасению людей;

- определение мест, пригодных для временного размещения людей, перемещенных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима антитеррористической операции, а также источников обеспечения их питанием и одеждой;

- приведение в состояние режима повышенной готовности: транспортных средств – к эвакуации людей; государственных организаций здравоохранения – к приему лиц, которым в результате акта терроризма может быть причинен физический и моральный ущерб;

- приведение в состояние готовности приданных оперативным штабам сил и средств для проведения антитеррористической операции;

- усиление охраны объектов, уязвимых в террористическом отношении;

- усиление контроля за передвижением транспортных средств на территории, где установлен уровень террористической опасности, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ.

3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):

- перевод соответствующих государственных организаций здравоохранения в чрезвычайный режим;

- создание пунктов временного размещения людей, перемещенных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима антитеррористической операции, создание в безопасных зонах пунктов временного размещения лиц, пострадавших от акта (актов) терроризма, организация подвоза имущества для жизнеобеспечения людей (питание, одежда и другое имущество);

- принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований.

С. Ульянов