Сегодня: 23.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

«Необходимо сохранять и изучать  наследие,  олицетворяющее  многогранность нашей национальной культуры».

Касым-Жомарт Токаев

Изобразительное искусство Казахстана знает много прекрасных имен и творческих судеб. Но особое место  в живописи занимает Абылхан Кастеев – казахский живописец и акварелист, народный художник, основоположник казахского изобразительного искусства.

Абылхан Кастеев  родился в 1904 году в селе Чижин Талды-курганской области, в семье очень бедного чабана. Абылхан с детства любил рисовать, делать различные поделки. Его мать, Айганша, ткала ковры, кошму, алашу, сырмаки, различное убранство юрты, наносила на них узоры, делала плетеные циновки из тальника и чия. Мальчик с детства наблюдал за всеми творческими процессами, помогал матери вырезать орнамент и подбирать для него рисунки. Но в семье случилась беда,  умер отец  и Абылхан вынужден был рано пойти работать, сначала чабаном у местного бая, а затем стал чернорабочим на стройке Турксибской железной дороги.

Однажды во время отдыха он нарисовал на скале портрет Ленина. Кто-то из начальства увидел портрет и попросил показать его автора. Чтобы талант не пропадал даром, Абылхана отправили на учебу в Алма-Ату. Было нелегко и только благодаря своему упорству, он сумел добиться особого мастерства в живописи  и оставить свой значимый след в искусстве.

Будущий художник неустанно учился и брал уроки у знаменитых художников в художественных студиях Алма-Аты у Николая Хлудова, в Москве у Исаака Бродского. И уже в 1931 году Абылхан Кастеев впервые участвовал в передвижной выставке «Социалистическое строительство в изображении художников», а с 1945 по 1956 годы  был уже председателем правления Союза художников Казахской ССР.

Абылхан Кастеев создал более двух тысяч произведений, изображающих различные проявления народной жизни. Он стал смотреть на различные жизненные ситуации, на происходящие социально-исторические изменения глазами художника. Такие талантливые произведения, как «В школу» (1930), «Турксиб» (1932), «Жатва» (1934), «Колхозный той» (1937), триптих «Старая и новая жизнь» (1937–1941), «На земле Казахстанской», «О целине», «Стройки пятилетки», «Богатства Казахстана» представляют собой как бы художественную летопись прошлого и настоящего, отражают преобразования, произошедшие в республике в те годы.

Очень любил художник работать и в жанре пейзажа, сумев изобразить прекрасную природу родной земли, изменения, внесенные человеком в ее облик. Его полотна: «Высокогорный каток» (1954), «Моя Родина» (1959), «Автолавка на жайляу» (1963), «Капчагайская ГЭС» (1972) обращают на себя внимание правдивостью изображения. Любовь к родному краю выразилась  и в таких картинах как «На жайляу» (1938), «Возле дома» (1940), «Осенний пейзаж» (1942), «Зеркальный лед» (1951), «Цветущие яблони», «Зима» (1958), «В мастерской художника» (1962).

    Большим мастером Кастеев был и в портретном жанре. Он  является автором замечательных портретов деятелей науки и культуры: «Портрет Жамбыла» (1937), «Сабит Муканов» (1945), «Молодой Абай» (1945), «Сарбазы Амангельды» (1970) и др.  Созданные им произведения «Портрет сестры», «Автопортрет», «Девушка в голубом платье» и другие работы портретного жанра продемонстрировали высокое мастерство художника. Они отражают не только сходство с оригиналом, но отличаются глубиной проникновения во внутренний мир изображаемых героев.

Будучи самобытным художником, которого отличает собственный стиль и умение передать на полотнах свою любовь к родной земле, Абылхан Кастеев не признавал устоявшиеся каноны, шел своим собственным творческим путем. Окружающих поражали выносливость и работоспособность художника. Если он начинал картину, то не вставал пока ее не закончит. Картину может понять любой человек, здесь не нужен язык.  Абылхан  Кастеев переводил на художественный язык то, что видел сам; то, как он воспринимал окружающий мир.

Большим достижением казахского изобразительного искусства является тот факт, что 100-летие художника (2004 год) отмечалось на уровне ЮНЕСКО.  Будущее принадлежит великим картинам, так как они не умирают. В этом смысле Абылхан Кастеев будет вечно находиться на пьедестале славы — он является уникальной личностью, талантливым художником, внесшим огромный вклад в развитие казахского изобразительного искусства.

Его именем  назван Государственный музей искусств Республики Казахстан, а также улицы в нескольких городах Казахстана. 

Познакомиться более подробно с творческой биографией этого замечательного художника мы приглашаем в библиотеки нашего города, где вы найдете и яркие фотоальбомы с репродукциями Абылхана Кастеева и книги о нем.

  

 

Материал  подготовлен

 библиотекарем БСЧ №2 О. Борщ

с использованием интернет-ресурсов