В нынешнем году отмечается 110 лет со дня рождения великого мэтра казахстанского кинематографа Шакена Кенжетаевича Айманова. В историю Казахстана он вошел как популярный актер, режиссер театра и кино, один из основоположников кинематографа Казахстана.
Шакен Кенжетаевич Айманов – знаменитый кинорежиссер, актер, народный артист СССР родился 15 февраля 1914 года в урочище Айман - булак Баянаульского района. Свою профессиональную деятельность начал в 19 лет, за 20 лет сыграл более 100 ролей в спектаклях. С 1940 года совмещал театральную деятельность с работой в кино в качестве режиссера, соавтора, сценариста. Большинство его картин сегодня в золотом фонде отечественного киноискусства.
Его называют основоположником казахской киноиндустрии. Именно он подарил зрителям «Нашего милого доктора», «Ангела в тюбетейке», «Землю отцов», «Конец атамана» и еще множество лент, ставших классикой казахского кино. Актер, акын, сценарист и режиссер. Он ушел слишком рано, но успел сделать очень много. Харизматичный, талантливый, в меру строгий, в меру добрый режиссер и друг. Он родился в свое время. В эпоху первопроходцев, таких как Абылхан Кастеев и Куляш Байсеитова, и тоже стал первым в кино. Студента Семипалатинского института в 30-е годы приметил Габит Мусрепов. Именно он разглядел в Шакене Айманове талант и пригласил в театр. Создав на сцене массу незабываемых образов, тому стало тесно, и он заинтересовался кино. Сначала играл в эпизодах, потом роль легендарного Джамбула, а после стал режиссером. Он снял первый казахский мюзикл «Наш милый доктор», затем сыграл главную роль в своем же фильме «Безбородый обманщик». В 1966-ом Айманов снимает фильм по сценарию Олжаса Сулейменова «Земля отцов». Его первая серьезная и глубокая киноработа. Более того, оператором был его родной сын Мурат. А уже в 1968-ом приходит время «Ангела в тюбетейке», фильма, который наполнен музыкой, любовью и теплой Алма-Атой 60-х. Как раз в это время Шакен Кенжетаевич создает киностудию своей мечты. Он заботился о том, чтобы построить Дом кино. Благодаря ему, в стране появился «Казахфильм». Он фактически заложил фундамент новой студии, которая была и до сих пор остается самой лучшей в Центральной Азии. В 1984 году киностудии «Казахфильм» было присвоено его имя.
Друзья и коллеги Шакена Айманова с теплотой вспоминали о днях, проведенных вместе, рассказывали, как им повезло познакомиться и работать с этим талантливейшим человеком.
Народный артист СССР Асанали Ашимов вспоминал историю о том, как Айманов англичан поразил: «Тогда делегация выступала на 400-летии Шекспира в Королевском театре Лондона. Айманов перевоплотился в Отелло. Зал замер. Он читал монолог Отелло. По-казахски! Никто не знал казахского языка. И он когда читал, весь театр был заворожен! Настолько это было мощно и красиво!». А на Первом международном кинофестивале, в котором участвовал Шакен, проходившем в Москве, где собрались видные деятели киноискусства, он занял первое место во время танцевального конкурса с Элизабет Тейлор. Талантливый человек талантлив во всем! Я горжусь тем, что знал такого великого человека!».
В 70-х он снимает одну из своих самых сложных и интересных картин – «Конец атамана». В главной роли – Асанали Ашимов. В мире фильм посмотрят 30 миллионов зрителей. Но режиссер до этого триумфа не доживет. Жизнь Шакена Айманова оборвалась неожиданно и трагически в пору его творческого расцвета.
23 декабря 1970 года он погибнет в Москве под колесами автомобиля. Это случится всего за неделю до премьеры. Киностудия осиротела. Осталась без отца. Авторитет Шакена Кенжетаевича был непререкаемый. Его хоронили чуть ли не всей Алма-Атой. Траурная процессия прошла через весь город. Шакена Айманова по праву называют отцом казахского кино. Он ушел в 56. Для зрителей он сделал очень много, но хотел сделать ещё больше. В каком бы образе он не был, всегда правдивый, всегда доходчивый, всегда понятный.
В большей степени, для нынешних поколений, талант Шакена Айманова осязаем через кинематограф, через созданные им кинообразы и кинофильмы, пересмотр которых даст нам возможность еще раз окунуться в дух той эпохи, понять, как жили наши родители, какое замечательное кино снимали в те годы. Мы не должны забывать великих людей, которые оставили после себя огромный след. Фильмы, снятые Шакеном Аймановым, – потрясающие, глубоко философские.
Он человек просто планетарный!
Е. Алексейцева, библиотекарь взрослого абонемента
Библиотеки семейного чтения №1