Сегодня: 22.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

В современном мире каждый из нас сталкивается со спорами и конфликтами в семье, на работе, в обществе или в бизнесе. Эти ситуации могут вызывать стресс и негативное воздействие на наши отношения и качество жизни. Многие обращаются с исками или заявлениями в государственные органы для разрешения возникших конфликтов и споров. Однако судебные процессы могут быть долгими, затратными и, в конечном итоге, недостаточно удовлетворительными для всех сторон. В свете этого возникает необходимость в альтернативных методах разрешения споров, таких как медиация, которая становится все более популярной и доступной.  Медиация является ценным инструментом для разрешения споров и восстановления гармонии в отношениях между конфликтующими сторонами или с теми, кто столкнулся с разногласиями.

Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан «О медиации», сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных, административных правоотношений и иных общественных отношений с участием физических и (или) юридических лиц, административных органов, должностных лиц, а также рассматриваемые в ходе производства по делам об административных правонарушениях, в ходе уголовного судопроизводства по делам об уголовных проступках, преступлениях небольшой и средней тяжести, а также тяжких преступлениях в случаях, предусмотренных частью второй статьи 68 Уголовного кодекса Республики Казахстан, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства.

Целями медиации являются достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего стороны медиации и снижение уровня конфликтности сторон. Урегулировать спор в порядке медиации стороны могут в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций заявив ходатайство.

Медиация проводится на основе принципов:

1) добровольности;

2) равноправия сторон медиации;

3) независимости и беспристрастности медиатора;

4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;

5) конфиденциальности.

Различия медиации от судебного разбирательства:

- Основная цель медиации - достижение договоренности между сторонами и разрешение спора внесудебным путем, обычно с помощью третьей нейтральной стороны (медиатора). А основной целью судебного процесса является получение решения суда, которое регулирует спор и назначает обязательные действия сторонам.

- Решение принимается самими сторонами, которые могут разработать гибкое и индивидуальное решение, отвечающее их интересам. В судебном разбирательстве решение принимает судья на основе представленных доказательств.

- Процесс медиации обычно более гибкий, быстрый и конфиденциальный. Он основан на диалоге и сотрудничестве между сторонами.  Судебный процесс  - публичный и длительный процесс. Он включает в себя предъявление доказательств, слушание аргументов сторон и вынесение решения суда.

Медиация регулируется соглашением сторон, но в рамках закона.Судебный процесс регулируется законом и процессуальными нормами.

- Результат медиации - соглашение между сторонами, которое  удовлетворяет обе стороны. Результат судебного процесса - решение суда, которое обязывает стороны выполнять определенные действия или обязательства.

Медиация применима не везде. Процедура не применяется к спорам в случаях:

  • если конфликты затрагивают интересы третьих, не участвующих в процессе медиации лиц, признанных судом недееспособными;
  • когда одной из сторон спора является государственный орган;
  • уголовных дел о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и на общественных началах (общественный медиатор).

Этапы медиации:

  1. Сторона, принявшая решение о применении процедуры медиации в споре, обращается к медиатору, обеспечивающим проведение процедуры, с заявлением. Если обе стороны конфликта согласны на процедуру медиации, заявление подается совместно.
  2. Медиатор разъясняет заявителям процедуру медиации, положения о порядке ее проведения, выясняет необходимую информацию. В случае обращения одной стороны, медиатор обращается ко второй с предложением об обращении к процедуре.
  3. При добровольном согласии на проведение медиации стороны подписывают соглашение, в котором указываются предмет спора, медиатор, порядок сроки проведения процедуры медиации, условия участия сторон в сопутствующих расходах и другие необходимые сведения.
  4. При урегулировании спора заключается соглашение, в котором отражаются все условия.
  5. При достижении соглашения об урегулировании спора процедура медиации прекращается. Процесс также может быть прекращен по инициативе любой из сторон спора, либо по инициативе медиатора.
  6. Стороны обязаны исполнять соглашение об урегулировании конфликта в порядке и в сроки, предусмотренные этим соглашением.

Итог медиации заключается в достижении в процессе переговоров медиативного соглашения, которое является правовым документом и имеет полноценную юридическую силу согласно законодательству Республики Казахстан.

В Саранском городском суде созданы все условия для реализации примирительных процедур. Так, оборудованы кабинеты медиатора и адвоката, где они могут провести конфиденциальные переговоры по условиям заключаемого соглашения.

Е. Ковалева,

главный специалист

Саранского городского суда