В Республике Казахстан принцип светскости стал одной из основ функционирования суверенного государства и одним из его ключевых ценностей. В частности, указанный принцип регламентирует социальные отношения в сфере государственной службы, образования, культуры, здравоохранения, института семьи и брака.
Светскость является одним из основополагающих принципов функционирования современного правового государства.
В Казахстане не только законодательно определены, но и практически предоставлены равноправные возможности граждан в выборе мировоззрения: в обществе отсутствует монопольное право на ценностные предпочтения, всем гражданам предоставлены условия для реализации своих устремлений в поиске духовности.
Светскость казахстанского общества и соответствующий характер государства означает разграничение сферы влияния государства и религиозных объединений при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.
Основной целью государственной политики в религиозной сфере является сохранение гражданского мира, обеспечение стабильности в религиозной сфере, продвижение светских принципов развития страны и гарантия прав на свободу вероисповедания.
Таким образом, можно отметить, что светскость – это: нейтралитет государства по отношению к любой религии; независимость государства от любой религии, как и независимость государства от религии; свобода совести и вероисповедания; свободный от любой религии характер образования.
На сегодняшний день подавляющее большинство стран мира исповедуют светский принцип государственного устройства. И это не просто соответствует веяниям XXI века, связанным с построением гармоничного общества в многоконфессиональной среде. Задолго до этого идею о разделении политики и религии продвигали выдающиеся мыслители и богословы в том числе в Мусульманском мире.
Так, еще в Х столетии имам Абу Мансур аль-Матуриди, один из основоположников Ханафитского мазхаба Ислама, традиционного для Центральной Азии, писал, что исповедание религии обусловлено свободой человека, а не принуждением. При этом светскость и религиозность не противоречат друг другу, поскольку первая подразумевает форму управления государством, а вторая регулирует духовные потребности. Подобное разделение если не устраняет, то во всяком случае минимизирует риски, связанные с противопоставлением одной идеологии другой. Прежде всего, сказанное относится к сфере национальной безопасности, являющего главным приоритетом любого государства.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к молодежи страны подчеркнул, что глубокая вера во всемогущество Всевышнего должна способствовать духовному самосовершенствованию наших граждан, и особенно молодых людей, а не выставляться напоказ.
Казахстан принял на себя обязательства чтить общепринятые демократические стандарты в области прав человека, в том числе относящиеся к свободе мысли и слова, совести и религии.
К основным принципам светского государства относится: равноправие граждан, независимо от их отношения к религии или убеждениям. Это значит, что в светском государстве не должно быть ущемления прав и свобод одного индивида и привилегированного положения другого на базе их отношения к религии или убеждениям. Граждане вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Граждане равны перед законом, независимо от их отношения к религии. В официальных документах граждане вправе не указывать свое отношение к религии.
Государство придерживается нейтралитета в отношении религии и предоставляет религиозным объединениям равные возможности и условия для их деятельности. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Помимо Конституции Казахстана деятельность религиозных объединений регулируется такими документами, как Гражданский Кодекс, Законы «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», «О противодействии экстремизму», «Об образовании», «О средствах массовой информации» и т.д.
Контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповедания и деятельностью религиозных объединений возложен на органы исполнительной власти, согласно их компетенции, установленной законодательством. Существующая нормативно-правовая база позволяет Казахстану поддерживать конструктивные отношения с религиозными объединениями. Более того, шаг за шагом ныне такое взаимодействие выходит на уровень партнерства. Иначе говоря, светский характер устройства вовсе не исключает религиозные объединения, а напротив предполагает их активное вовлечение в процессы решения значимых для общества и страны задач
Примером подобного партнерства выступает беспрепятственная регистрация религиозных объединений с 1990-х годов. Кроме того, религиозные праздники двух крупнейших конфессий: Курбан Айт – у мусульман, Рождество Христово – у православных – объявлены в нашей республике выходными днями.
Следует заметить, что обеспеченные таким образом толерантность и единство общества благотворно отражаются и на международной репутации Казахстана. Свидетельством тому могут служить многочисленные форумы и конференции, посвященные нашему опыту межконфессионального согласия. Не случайно и то, что Казахстан является одним из признанных в мире площадок для проведения диалога между религиями и цивилизациями. Разумеется, достижения Казахстана в качестве светского государства не должны умалять и проблемные стороны.
Среди прочих серьезную угрозу продолжает представлять религиозный экстремизм. Причины подобного явления могут быть вызваны социальными неурядицами, внешними факторами, психологическими травмами. Ситуация усугубляется из-за отсутствия знаний о сути самой религии, правильного понимания ее ценностей, фанатичная нетерпимость и жестокость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным предрассудкам и абсолютно игнорировать мнение остальных членов общества. Иначе говоря, главным отличием религиозного экстремизма от классических и законопослушных религиозных течений является убеждение в своем превосходстве над другими людьми. Это убеждение, по их разумению, дает им моральное право нарушать законы государства, нормы светского общества, и расправляться со своими оппонентами, не только идеологически, но и физически.
Противостоять подобным рискам, попыткам примитивизации и политизации религии может только сильное государство. Речь идет не только о силе закона, но и создании надлежащих условий страной в части повышения религиозной и юридической грамотности своих граждан, удовлетворения их материальных и нравственных нужд, реализации своих прав и свобод в полной мере.
Абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства. Помимо этого, хотелось бы подчеркнуть, что все государства, в одинаковой степени осознавая степень угрозы всему цивилизованному миру, исходящей от религиозного экстремизма и терроризма, едины в своем стремлении совместными усилиями нейтрализовать эту опасность. Это должно стать решающим фактором в ликвидации общемировой угрозы, в укреплении стабильности и согласия в нашем обществе.
С.Тлекбаев,
Исполнительный директор
Центра изучения и анализа
общественных процессов
Карагандинской области,
член областной ИРГ,
юрист-религиовед