Сегодня: 22.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

 Учитель! Одна из самых почетных и в то же время сложных профессий. И поэтому учительские династии вызывают особое уважение.

Известный писатель Лев Николаевич Толстой сказал: «Для хорошего учителя достаточно двух качеств - это большие знания и большое сердце». Очень верные слова. Подтверждаю их, как педагог с достаточно большим опытом педагогической деятельности. 

В нашем любимом городе достаточно много семей, которые из поколения в поколение выбирают педагогическую специальность и гордятся ею.

И мы сегодня расскажем об одной из них.

Вашему вниманию предлагаются фрагменты беседы с ветераном образования, на данный момент преподавателем педагогики СВГТК им. Абая Кунанбаева Шаповаловой Надеждой Павловной.

      

Уважаемая Надежда Павловна, расскажите немного о себе, о своей семье.

- Рассказывать о себе всегда сложнее, чем говорить о других. Начну с того, что родители приехали в Казахстан, когда я была еще совсем маленькой. Поселились в шахтерском поселке Шахан. Тогда много людей приезжало для работы на шахтах, строились новые дома, детские сады и школы. Сейчас, к сожалению, даже дома того нет, в котором мы жили. Школьные годы вспоминаю с удовольствием, особенно новогодние праздники, когда школа превращалась в сказочный дворец. Помню продолжительные бураны, огромные сугробы, в которых мы рыли пещеры. Помню праздники, которые отмечали всем двором.

После школы пошла учиться в педагогическое училище, затем педагогический институт. После его окончания в 1983 году пришла туда работать. Вышла замуж в 1987 году за Шаповалова Алексея, стала жить в Сарани. В Сарани родились и наши две дочери Екатерина и Дарья. В общем, все как у всех. Работа - дом. Дом – работа. Но в моем случае работа, все - таки, занимала и занимает большее время.

 

Что было для Вас главным в выборе профессии? И кто, или что сподвигло Вас к принятию данного решения - стать учителем?

 - Не скажу, что мечтала быть учителем с детства. У нас была шахтерская семья, и примера у меня не было. Как и все девочки играла в школу, ставила оценки куклам, проверяла «тетради». Осознание того, что мне нравится профессия учителя, пришло гораздо позже, когда я пошла на педагогическую практику в педагогическое училище. Нравилось вести уроки, придумывать что-нибудь новое, удивлять детей. Нравились педагоги в педучилище. В моей жизни было много замечательных преподавателей у которых я училась – Моргачев Леонид Федорович, Пересунько Виктор Прокофьевич, Алешина Светлана Афанасьевна, Югай Алексей Алексеевич, Сон Валерий Алексеевич, Еланских Виктор Михайлович, Дитрих Лилия Васильевна, Гершунов Юрий Васильевич. Это были педагоги «от Бога», которые создавали славу учебному заведению. Я сразу влюбилась в педагогику на уроках Веры Васильевны Гирько и мечтала ее преподавать. Что и делаю до сих пор.

 

Ваши первые шаги в педагогической деятельности. Были ли сложности? И как развивалась ваша педагогическая карьера в дальнейшем?

- После окончания педагогического института в Целинограде, сегодня это Астана, я вернулась в педагогическое училище преподавателем педагогики. И мне сразу дали классное руководство. Это была моя первая и незабываемая группа, с некоторыми мы до сих пор общаемся и встречаемся.

Сложности есть в любой профессии, особенно когда делаешь первые шаги. Но мне вспомнился забавный случай в первые дни моей педагогической деятельности. После звонка я подошла к двери аудитории и ждала, когда зайдут студенты четвертого курса. Одна девушка мне сказала: «Ну чего ты стоишь, заходи, не стесняйся». Мимо проходила педагог, которая еще меня учила, она возмутилась: «Надо же, как они с преподавателем разговаривают!».

Через несколько лет я стала руководителем методического объединения, а в 1995 году, когда у меня уже было двое детей, стала заместителем директора по учебной работе. Самое интересное, что никогда не стремилась быть руководителем, но работа меня «любила». Тогда директором был Абикенов Кабдрахман Абикенович. Он меня вызвал и сказал: «Мы тут посоветовались с Валентиной Ивановной, и решили назначить Вас на должность заместителя по учебной работе. Есть приказ, идите и работайте».  Вот так я и работала практически 26 лет.

 

Ваша семья по праву носит звание - педагогической. Как Вы считаете, почему?

- Мы с мужем учились в одном училище, он на трудовом отделении, я на школьном. И оттого, наверное, что воспитали нас одинаково, жили очень дружно, «на одной волне». Он начинал свой путь со школы, потом работал на шахте, но жизнь все равно вернула его на путь педагога. После окончания КарГУ, он стал работать воспитателем в общежитии колледжа и преподавателем технологии. Когда дети подросли, для нас не было сомнений куда они пойдут учиться. Старшая дочь закончила колледж по специальности «Иностранный язык», младшая, по специальности «Программное обеспечение и вычислительная техника». После окончания ВУЗа, старшая дочь стала преподавателем английского языка в колледже. И стаж у нее уже 13 лет. А вот общий стаж работы нашей семьи в колледже составил 67 лет.

 

Видите ли Вы в любимой Вами профессии и Ваших внуков?

- Внуки у меня пока небольшие. Старшей внучке Ясмине скоро 10 лет, внуку Эмину - полтора года, младшей внучке только 7 месяцев. Кем они станут? Трудно сказать. Выбирать им. Мое мнение, выбор профессии должен быть самостоятельным, чтобы ни о чем не жалеть. Когда мы на первых уроках педагогики говорим о профессии учителя, рассматривая все плюсы и минусы, я говорю студентам, что профессия учителя не самая плохая профессия на земле, и что у них есть еще время подумать, оставаться в ней или нет. Но если не нравится работать с детьми, не нужно идти в педагоги, чтобы не мучить ни себя, ни детей.  То же самое я скажу и своим внукам.

 

Ваши пожелания тем, кто остановил свой выбор на профессии Учитель. Что нужно для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела?

- Осознание того, что эта профессия сложная, требующая большой самоотдачи, терпения и любви к детям. Быть честными по отношению к себе и учащимся, не обещать того, что не можешь выполнить, не требовать того, чего сам не умеешь делать. 

Чтобы стать мастером своего дела, надо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Нужно быть постоянно интересным тем, кого воспитываешь и обучаешь.

...Совсем скоро начнется новый учебный год. Трудовые будни будут вновь окрашены светлой радостью от встречи с  вашими учениками. Замечательных, умных и благодарных Вам студентов, уважаемая Надежда Павловна! И неиссякаемой уверенности в огромной значимости Вашего педагогического труда!

Татьяна Стрельчук