Сегодня: 22.10.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Понятие «светскость» достаточно широкое. В роли одной из основ конституционного строя оно означает, что государство придерживается открытой, прозрачной политики во всех сферах, в том числе и в сфере религии, обеспечивает свободу совести граждан, не смешивает религию и государственную политику.

В современном осмыслении «светскость» в первую очередь предполагает гуманистические ценности, в частности свободу совести и вероисповедания человека. Светскость – это духовная свобода каждого человека и одновременно признание многообразия идей в духовной сфере общества.

Светская природа государства характеризуется не только его отделением от религии, но и тем фактом, что оно не признаёт верховенства атеистической идеологии или любого другого мировоззрения. Также светское государство регулирует деятельность религиозных объединений как составного элемента гражданского общества. 

Светскость – это не антирелигиозность, это управление государством не религиозными, а правовыми принципами. Понятие «светскость» свидетельствует о демократическом характере позиции государства в сфере религии, об обеспечении свободы вероисповедания.

Cуществуют различные модели светскости, среди которых агрессивная (воинствующая) светскость считается устаревшей моделью, так как не отвечает современным нормам прав и свобод человека. «Пассивная» светскость, которую можно назвать современной демократической светскостью выражается в разделении политики и религии, но никак не является чем-то антирелигиозным или отчуждающим религию или ограничивающим права верующих, а наоборот является моделью «принимающей и охраняющей религию», как в личной, так и в публичной жизни, так как право на свободу вероисповедания является одним из «неотчуждаемых» прав человека, подобно праву на жизнь и свободу.

Сегодня господствующей в мире формой взаимодействия демократического государства с религией является признание им роли религиозных институтов как важных конструкций общества, с которыми власти вступают в тесное взаимодействие в рамках традиционных для своей культуры и истории направлений. Это и есть «пассивная светскость».

Основа пассивной светской политики заключается в плодотворном взаимодействии институционализированных форм религии с государством и обществом, а не в их противопоставлении, как это диктует радикальная форма светскости – лаицизм.

В законе о религии отражён особый статус, который имеют для Казахстана ханафитский ислам и православное христианство. Вот его преамбула: «Настоящий закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признаёт важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан».

Пассивная светскость – это когда государство признаёт роль религиозных институтов общества, вступая в тесное взаимодействие с ними в рамках традиционных для своей культуры и истории направлений.

Принцип пассивной светскости заключается в признании государством важности религии в общественной сфере и взаимодействии с ней в рамках традиционных институтов и законодательства. Именно поэтому в британских армии и полиции есть форма с хиджабами, сикхскими тюрбанами и бородами. А в США католические школы, где открыто преподаются и светские, и религиозные дисциплины, считаются более престижными, чем общественные, оплачиваемые государством, а обучаются там далеко не только католики.

Сегодня мы можем сравнить их с нашим опытом казахско-турецких лицеев, существовавших все эти годы без тотальных запретов на религиозную практику. Как мы знаем, выпускники КТЛ стабильно дают высокие результаты по всем учебным дисциплинам как на национальном, так и на международном уровне, а также добились феноменальных успехов в науке, бизнесе и даже на госслужбе.

Пассивная светскость спокойно смотрит на наличие религиозных телеканалов, передач, открытое ведение религиозного призыва. Она способствует грамотному разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти. В пассивной светскости отсутствует запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.

С учётом того, что количество практикующих верующих в Казахстане будет только продолжать расти, очень важно не заниматься бессмысленными попытками торможения этих естественных процессов, а найти способ гармонизировать их, встроить в другие существующие у нас институты, ценности, научиться вместе плодотворно работать на благо страны.

Э. Нехорошева,

секретарь Антитеррористической

комиссии города Сарани, член

информационной группы