Ситуация с интернет – мошенничеством, когда доверчивые граждане путем одобрения онлайн – заявок, становятся плательщиками внушительных сумм кредитов, становится все острее.
Одним из таких жителей нашего города, который попался в сети мошенников, стал Александр, на которого был оформлен кредит трех банков в общей сумме 5 млн тенге.
История началась еще в мае прошлого года, когда на вотсап Александра поступил звонок от якобы операторов Каспи банка, с сообщением, что на него пытаются оформить онлайн - кредит. «Сначала, - рассказывает Александр, - мне задали вопрос: «Пытался ли я зайти в личный кабинет банка с другого устройства?». Получив отрицательный ответ, мне сказали, что сейчас соединят с представителями службы безопасности Национального банка для разрешения ситуации. Когда со мной связался якобы сотрудник Национального банка, то на вотсап мне поступил документ, удостоверяющий его личность с фотографией, инициалами, печатью и т.д.
Далее с ним состоялся разговор, в ходе которого мне предложили перейти в защищенный канал, чтобы исключить утечку персональных данных и отменить онлайн – заявку на кредит. Для этого мне нужно было установить программу Any Desk. Я начал устанавливать программу, но параллельно пытался уточнить ее действие.
Сразу не получилось, тем более, что звонивший постоянно спрашивал: «Установили? Установили?». Складывается такое ощущение, что они знают регламент времени или период, за который человек может установить программу, и торопят: «Пока Вы медлите с установкой программы, возможно на Вас уже успели оформить онлайн – кредит». То есть постоянно присутствует психологическое давление. Далее мошенник начал меня спрашивать о том, есть ли у меня счета в других банках. И попросил меня установить приложения Береке банка и т.д. Позже выяснилось, что якобы и в других банках у меня есть заявки на онлайн – кредиты, причем суммы внушительные: 1 млн тенге, 2 млн тенге и т.д. Хотя счетов у меня в этих банках не было. Параллельно на вотсап мне приходили копии документов об отмене онлайн – заявок – с названием банка, печатями и т.д. Кстати, я был в Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, где специалист посмотрел копии якобы банковских документов, присланных мне, и подтвердил их высокое качество - обычному человеку так сразу и не принять за фальшивку. Еще напомню – при этом звонивший предложил мне обменяться кодами для взаимодействия и общей работы. Также мне напомнили, что нужно пройти инициализацию в терминале Каспи – банка и получить QR – код, после чего заявка на онлайн – кредит в этом банке будет отклонена. Я подошел к терминалу в супермаркете «Оптима», выполнил все операции, о которых мне параллельно по телефону говорил мошенник. У меня был шок – терминал выдал сумму в 1 млн тенге, после чего звонивший сказал перевести их на другой счет. Тут я начал что – то подозревать, тем более, что наступал вечер и чтобы не ходить по городу с этими деньгами, я решил их положить на свой счет в Евразийском банке, и утром выехать в Караганду в отделение Каспи банка, чтобы вернуть эти деньги. Через несколько часов, после разговора с другом, который сказал, что я наверное нарвался на мошенников, я стал звонить на горячие линии различных банков и проверять, на что специалисты Forte банка и Home банка дали положительные ответы о том, что на меня оформлены два кредита по 2 млн тенге. Забегая вперед, отмечу, что и со счета Евразийского банка также пропал 1 млн тенге, который был снят в терминале Каспи банка – его я намеревался вернуть утром. Я пошел с заявлением в полицию, где у меня спросили про установку сторонних программ. Ею оказалась злополучная Any Desk. Сотрудники полиции ее удалили, но поздно – дело сделано и я оказался обладателем огромных кредитов. Сейчас, вот уже полтора года, я пытаюсь найти выход из этой ситуации. Нас таких по Казахстану много – я состою в группе таких же пострадавших, где мы общаемся в вотсапе, ищем выход из сложившейся ситуации. В нашей группе нас порядка 180 человек на сегодняшний день. А вообще по Казахстану есть несколько таких групп, где люди также общаются и совместно ищут решение своих ситуаций. Я нанял адвоката, которая помогла признать договоры об оформлении онлайн – кредитов недействительными. Уже было три заседания, в том числе и в Верховном суде. Тем не менее Каспи банк продолжает удерживать из моей заработной платы определенную сумму в счет оплаты кредита, который я не брал. На сегодняшний день я уже выплатил порядка полутора миллионов тенге. Хотя в данный момент сделан небольшой шаг в сторону, так сказать, облегчения нашей участи – согласно закону, пока идет расследование, взыскания по кредитам не взимаются. От одного банка у меня уже есть такой документ, но Каспи банк все же продолжает взимать выплаты по кредиту».
«В начале ноября, - продолжает Александр, - вместе с коллегами нашей инициативной группы мы планируем встретиться с одним казахстанским депутатом в Астане, который нас поддерживает и помогает отстоять наши права. Но я хочу отметить, что граждане в такой ситуации никак не защищены. Суд принимает сторону банков, и нет механизмов борьбы с мошенниками. Поймать их тоже практически невозможно, как и добиться в суде решения об отмене взыскания за подобные онлайн – кредиты. Мрачная статистика: в прошлом году лишь один человек выиграл дело и с него сняли обязательство выплаты по такому мошенническому кредиту».
Да, ситуация, возникшая у Александра, сложная. Надеемся, что все разрешится в его пользу. А нашим читателям в очередной раз напоминаем о том, что необходимо помнить о безопасности и стараться не попадаться в сети мошенников, которые с развитием интернета, появлением искусственного интеллекта, становятся все изощреннее в своих схемах.
Надежда ЦХАЙ