1155 год (870-950 гг.) со дня рождения великого ученого, ученого-энциклопедиста Востока, философа, мыслителя, математика.
Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находился на берегу реки Сырдарын при впадении в нее реки Арысь. Полное имя Аль-Фараби – Абу-Насыр Мухамед ибн Мухамед ибн Узлаг ибн Тархан Аль-Фараби, т.е. отец – Узлаг, прадед – Тархан.
Место его рождения – древний казахский город Отрар – арабы называли Барба Фараб, т.е. его имя переводится как Абу Насыр – выходец из Фарабы. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Южно-Казахстанской области.
Естественно – научное образование получил в Багдаде (Сирия), Халебе (Алеппо).
Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право – вот перечень его интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний. Фараби побывал практически во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом.
Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами. Он переработал достижения общетеоретической мысли, создал свои оригинальную философскую концепцию (учение об обществе, этике, эстетике). Смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением. Фараби смог сблизить и синтезировать в своем творчестве достижения арабской, греческой, персидской, индийской и тюркской культур. Он стремился систематизировать и знания своего времени, что нашло отражение в трактате «Слово о классификации науки». Фараби мечтал нести знания в народ, соединить просвещение с развитием в людях человечности. «Тому, кто стремится к истокам науки, мудрости необходимо (с малых лет) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, не нарушая опоры законных основ и ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и учению, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не делая ее средством приобретения материальных благ».
Наиболее известен его труд «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», в котором Аль-Фараби разработал теорию общественного устройства. Мыслитель считал, что во главе добродетельного города и религиозной общины должен стоять мудрый правитель, цель которого – сделать счастливыми всех жителей города, где царствуют добро, справедливость и нет места злу и насилию. По мнению Аль-Фараби, правитель города обязан обладать следующими качествами: быть мудрым, знающим, справедливым, честным, дорожить своей честью, стремиться к постижению истины, не заниматься накопительством, а также быть воздержанным в еде и напитках, заботиться о больных и немощных, справедливо распределять богатства государства, то народ его будет жить в достатке, благополучии и согласии.
Добродетельному городу философ противопоставил невежественный город, правители и жители которого не знают, что такое истинное счастье, и даже не пытаются к нему стремиться, не утруждают себя получением знаний и образования.
Своим потомкам Аль-Фараби оставил мудрый совет: «Если хотите узнать будущее страны, покажите мне свою молодость, и я предскажу вам будущее».
Таким образом, ради достижения реального счастья Аль-Фараби призывает людей к самосовершенствованию путем постоянного поиска к обучению и труду.
К. ОМАРОВ