Сегодня: 15.08.2025
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Экстремизм в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, в стремлении к переустройству мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами.

Религиозный экстремизм - это отрицание системы традиционных для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная пропаганда  действующая под видом влечения к религии. Во многих, если не во всех конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения.

Признаками религиозного экстремизма являются:

- фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей;

- показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать также;

- отказ от следования общепризнанным нормам морали и права, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний;

- грубая и резкая манера общения с людьми, в жестком и категоричном подходе;

- идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иным сферам общественной жизни.

Религиозный экстремизм – явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применение методов противодействия. Имея результат определения, определяются истинные причины возникновения религиозного экстремизма.

С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, религиозный экстремизм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть – в современности. Соответственно, мы не должны, подобно некоторым школам мысли замыкаться на отдельных аспектах. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть разные, к которым относятся: религиозные, социальные, экономические, политические, психологические,  социально-экономические, технологические факторы.

В качестве основных методов проявлений религиозно-экстремистских организаций является:

1) распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма;

2) благотворительность лиц и организаций экстремистской направленности;

3) организация платных курсов по профилю и направлению организации экстремистского характера;

4) создание и организация учреждений, финансируемых на пожертвование и финансирование с госбюджета по благотворительным и общественным программам;

5) создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, лечение нетрадиционной медицины и др.

Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы. Суть религиозного экстремизма, – в применении насилия к инакомыслящим. И основными последствиями от религиозного экстремизма являются: отток денежных средств у населения; промывание мозгов и программирование людей; разжигание религиозных распрей; разжигание межнациональных распрей; лишение и ограничение Конституционных прав; нарушение стабильности социально - экономического развития; повышение процента суицида.

Цифровые платформы, включая интернет и социальные сети, стали эффективными каналами для распространения религиозных идеологий. Многие люди, обращающиеся к вере, оказываются под влиянием радикальных групп.

Онлайн-пространство создает ощущение анонимности и скрытности, что особенно привлекает молодежь и подростков. Поэтому с помощью социальных сетей легко можно продвигать или распространять экстремистские идеи.

Сейчас множество религиозных пропагандистов используют такие платформы для своих месседжей, создавая страницы и аккаунты. Это затрудняет возможность различия  традиционной религии от ее радикальных интерпретаций и многих ставит под угрозу.

В целях профилактики на территории области в этом направлении работает государственная программа, которая нацелена на выявление экстремистских организаций и реализацию государственной политики в области религиозных вопросов.

С. Тлекбаев,

руководитель Центра изучения

и анализа  общественных

процессов УДР Карагандинской

области, член областной ИРГ,

 юрист-религиовед