Сегодня: 25.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Турлаев А.В.

профессор кафедры теории и истории государства и права

кандидат юридических наук, доцент

Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова

г.Караганда, Республика Казахстан

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ «О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»  

В современных условиях в Казахстане возникла необходимость модернизации отечественного законодательства в сфере порядка организации митингов, шествий, пикетов и других мирных собраний. Впервые Президент Республики Казахстан К.К. Токаев заявил о необходимости принятия нового закона по проведению митингов 13 июня 2019 года в интервью каналу Euronews. Глава государства отметил, что «Будет разработан закон.

Люди, которые хотят выйти на демонстрацию, высказать свое мнение, будут обращаться в соответствующие инстанции, им будет отведено специальное место, где они могли бы собраться и высказать свое мнение». Исходя из этого, в настоящее время осуществляется обсуждение законопроекта «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Этот закон разработан в целях реализации пункта 6 Общенационального плана мероприятий, утвержденного Указом Главы государства от 10 сентября 2019 года № 152 по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». В Качестве основной цели этого законопроекта определяется необходимость реализации конституционных прав граждан мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В статье 32 Конституции Республики Казахстан, закрепляется право граждан республики «… Мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом  может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц». Реализация этой статьи тесно связана со статьей 20 Конституции, в которой закрепляется право на свободу слова: «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия». Таким образом, на конституционном уровне установлены общие условия проведения мирных собраний и ограничения при реализации права на свободу слова во время проведения мирных собраний.

На протяжении многих лет порядок организации и проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций регулировал Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года № 2126  «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов,  шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан», который действует в настоящее время. По существу, этот закон устанавливает базовые нормы, которые детализируются на местах. При этом представители неправительственного сектора, общественные деятели неоднократно отмечали несовершенство этого закона, и особенно, практики его реализации, что было отмечено на круглом столе, который состоялся 5 марта 2020 года в Доме дружбы г. Караганды. В работе круглого стола принимал участие министр информации и общественного развития Республики Казахстан Абаев Д.А. Общественные деятели, представители неправительственных организаций высказали министру недостатки действующего закона и практики его реализации. В круглом столе участвовали и ученые-юристы, которые выдвинули предложения по улучшению рассматриваемого законопроекта.

Учеными юристами, политиками, представителями гражданского общества был проанализирован действующий Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» и выявлен ряд недостатков, которые нашли свое отражение в Концепции проекта Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». К ним относятся:

  • Отсутствие в Законе понятийного аппарата, который определял бы формы, статус субъектов и объектов мирных собраний. (Введение глоссария в законодательный акт, который регулирует право граждан на мирные собрания, является важным элементом на пути совершенствования законодательства Республики Казахстан).
  • Отсутствие прав и обязанностей организатора, участников и иных лиц. (Одна из причин создающих неудобства, как для субъектов мирных собраний, так и для государственных органов является отсутствие четкого и понятного перечня прав и обязанностей всех сторон мирных собраний).
  • Отсутствие единых требований по проведению мирных собраний в регионах страны. (Подобное несовершенство законодательства способствовало установлению различных требований местными представительными органами, к примеру, маслихатом города Нур-Султан установлены только места, в которых возможно проведение мирных собраний, в то время как в других регионах устанавливаются отдельные правила и требования по дополнительному регламентированию проведения митингов). При этом правоприменительная практика показывает, что большинство мероприятий проводятся не санкционировано.

Разработанный законопроект направлен на устранение вышеназванных недостатков и посвящен более детальному регулированию общественных отношений. Положительные аспекты этого законопроекта были отмечены на вышеуказанном круглом столе 5 марта 2020 года, при этом было отмечено, что многие положения законопроекта изменены в ходе обсуждений, проведенных в рамах подобных круглых столов в разных регионах страны, а также учтены предложения по улучшению законопроекта, которые были направлены разработчикам посредством Электронного правительства. В ходе круглого стола были сделаны предложения, касающиеся законопроекта, при этом было отмечено, что многие положения, содержащиеся в проекте закона, уже изменены, некоторые предложения находятся в стадии обсуждения. Участвуя в этом круглом столе, преподавателями юридического факультета Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова были высказаны предложения для включения их, в текст обсуждаемого законопроекта. Это предложения касающиеся необходимости разработки и обсуждения подзаконных нормативных правовых актов, конкретизации правового статуса участников мирных собраний, участия несовершеннолетних в мирных собраниях, мест проведения мирных собраний и др.

Следует отметить, что регулятивное воздействие нового закона на общественные отношения будет зависеть, в первую очередь, от правовой и политической культуры общества. Соответственно определяющими условиями эффективности законодательства о мирных собраниях является повышение уровня правовой и политической культуры, а также общей культуры граждан. Эти факторы следует рассматривать как базовые условия эффективной реализации норм нового Закона Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» в будущем. Принятие этого закона является прогрессивным шагом в осуществлении демократических реформ в нашей стране и направлено на дальнейшее развитие гражданского общества и правового государства в Республике Казахстан.