Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

 

Согласно статье 32 Конституции Республики Казахстан граждане Казахстана вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

Новый законопроект о мирных собраниях, шествиях, пикетов, митингов подготовлен по поручению Президента Республики Казахстан. Как отметил  Касым-Жомарт Токаев, «следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов. И обществу, и государству пора адекватно относиться к публичному выражению позиции. Это неизбежность, и лучше к ней прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно. Но надо понимать, что митинги – это не только право, но и ответственность».

Действующий Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» был принят ещё в 1995 году и обладал такими основными недостатками, как:

- отсутствием понятийного аппарата;

- отсутствием закрепления прав и обязанностей организатора, участников и иных лиц;

- отсутствием единых требований по проведению мирных собраний в регионах страны.

Всё это говорит о том, что данный нормативный правовой акт не соответствует реалиям сегодняшнего дня.

В свою очередь, согласно отзывам многих экспертов проект Закона «О порядке организации и проведении мирных собраний в Республике Казахстан» в сравнении с законодательством других стран СНГ является самым либеральным.

Во-первых, в разработку законопроекта была вовлечена широкая общественность – известные общественные деятели и члены Нацсовета общественного доверия. Проект Закона был размещён на портале открытым, его обсуждения велись на экспертной онлайн-платформе Kun.kz.  Обсуждение законопроекта посредством цифровых технологий позволило также наладить обратную связь и по вопросам юридической техники.

Во-вторых, при разработке Законопроекта учитывался зарубежный опыт. В частности, учитывалась общая закономерность по регламентации публичных собраний среди стран с многовековой протестной историей, которые смогли выработать по-настоящему сбалансированную и эффективную правовую базу.

В-третьих, в Законопроекте сформированы такие ключевые понятия, как «мирное собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие», «пикетирование», «организатор», «участник», «агитация». Закреплены права и обязанности организаторов, участников и иных лиц мирных собраний.

В-четвертых, Законопроектом регламентировано проведение мирных собраний в специализированных местах, не на окраинах, на тех площадках, которые будут определены местным представительным органом, учитывая транспортную доступность, безопасность отдельных объектов и дорожного движения.

В-пятых, особо следует подчеркнуть регламентацию в отдельной норме Законопроекта принципов проведения мирных собраний:

- ненасильственный характер;

- законность;

- обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц;

- добровольность участия.

Таким образом, Законопроект учитывает законные интересы не только лиц, участвующих в мирных собраниях, но и граждан, не принимающих участие в них. Проведение мирных собраний не должно мешать жизнедеятельности города и ограничивать права граждан.

В-шестых, внедрение смешанного порядка проведения мирных собраний – уведомительного и регламентированного. При этом в рамках уведомительного порядка, в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа в течение установленного срока, проведение мирного собрания считается согласованным по умолчанию.

В-седьмых, четко регламентированы основания отказа в проведении мирных собраний и основания прекращения мирных собраний.

В целом, следует отметить, что проект Закона «О порядке организации и проведении мирных собраний в Республике Казахстан» соответствует нормам Конституции Республики Казахстан и международным договорам в области прав человека, ратифицированным Республикой.

 

Начальник кафедры

общеюридических дисциплин

Карагандинской академии МВД РК

им.Б.Бейсенова

к.ю.н. Джимебаев Руслан Кайратович