Сегодня: 21.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

«Чокан Валиханов принадлежал к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь более или менее тесного круга людей, приходивших с ним в общество».

Г. Н. Потанин.

В этом году исполняется 185 лет со дня рождения Чокана Валиханова. Валиханов – единственный ученый из казахов, получивший еще в XIX веке мировое признание. Прожив короткую, но яркую жизнь, он   обогатил науку ценными исследованиями по истории, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, южной Сибири и Восточного Туркестана.

Чокан Валиханов также стал известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь казахского фольклора. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» он исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий, заключив впоследствии, что казахский народ имеет богатую и не лишенную поэтических достоинств замечательную литературу.

Чокан Валиханов родился в 1835 году в крепости Кушмурун  (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Его настоящее имя Мухаммед-Ханафия, Чокан – данное матерью детское ласковое имя, под которым он и вошел в историю. Предки Чокана принадлежали к старинной султанской аристократии, его прадедом был известный хан Абылай. Дед Ч. Валиханова  Вали, от которой он получил свою фамилию, был последним ханом Среднего Жуза.

Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию.  Рисование  было его неподдельной страстью, и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров, часто гостивших в семье Валихановых.

С ранних лет Чокан Валиханов проявлял огромную любовь к казахской поэзии, записывая  классические образцы, и читал их вслух перед своими родителями. Уже в детстве им записано несколько вариантов народных поэм «Козы – Корпеш и Баян-Сулу» и «Еркокше».

Чокан Валиханов, будучи чингизидом по происхождению, с детства соприкасался с образцами высокой казахской культуры. Дети султана по традиции должны были изучить несколько восточных языков, или, как говорят, «жетi жұрттың тiлiн бiлу» – знать языки семи народов. Чокан усвоил арабскую, а позже и уйгурскую грамоту, читал на чагатайском языке памятники средневековой литературы, упражнялся в разговорной арабской и персидской речи, декламации стихов восточных поэтов.

В 1847 году Чокан прибыл в Омск на учебу в Сибирский кадетский корпус. Не зная русского языка, обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников.

За время учебы глубокое влияние на развитие Ч. Валиханова оказывали писатель – этнограф Н.Ф. Костылецкий,  ученый - историк П.В. Гонсевский, литератор В.П. Лободовский. Это были люди, принадлежащие к плеяде русской демократической интеллигенции, воспитанные на идеях Белинского и Герцена.

Среди тех, кто духовно обогатил  Валиханова, кого частицей своей души обогатил и он сам:   Ф.М. Достоевский, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Д.Ф. Менделеев, С.Г. Аксаков, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Е.П. Михаэльс. Именно они и положили начало изучению биографии и творческого наследия казахского ученого.

Один из друзей Валиханова, его однокашник по корпусу, впоследствии известный в истории  путешественник Г. Н. Потанин в своих воспоминаниях отмечал, что Чокан выделялся из среды кадетов еще в первые годы учебы, и начальство смотрело на него как на будущего исследователя или даже ученого.

В 1854 году Ч. Валиханова выпустили из корпуса в чине корнета. Служебную деятельность он начал при генерал - губернаторе Западной Сибири  Г. Х. Гасфорте. По линии главного управления краем на него была возложена должность офицера особых поручений. В 1854–1857 годах Валиханов участвовал в ряде военно-научных экспедиций, выполняя ответственные поручения по установлению торговых отношений с соседними странами, одновременно изучая культуру казахов, киргизов и других народов Средней Азии.

По представлению ученого-географа, путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского 21 февраля 1857 года Ч. Ч. Валиханов избирается действительным членом Императорского Русского географического общества за труды и исследования по маршруту Капал-Верное-Иссык-Куль-Кульджа.

В 1858–1859 годах Валиханов совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, которая принесла ему славу отважного путешественника и великого ученого. Результаты этой поездки – труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана. Среди них особенно интересна работа «О состоянии Алтышара», которую современники считали подлинным географическим открытием. Этот труд Валиханова явился весомым вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку.

Поездка в Кашгар, в Восточный Туркестан, сопряженная с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила за Валихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя. Чокан стал первым ученым, открывшим для Европы Кашгарию.

Научный подвиг Чокана в свое время приковал внимание всего ученого мира. Труды Валиханова о Кашгаре печатались и в Лондоне, и в Берлине. В предисловии к английскому изданию трудов путешественников читаем: «среди отчетов о путешествиях в Среднюю Азию, представленных здесь, выдающееся место принадлежит сообщениям Валиханова».

 Кашгарская поездка сильно пошатнула здоровье Валиханова, выбив из колеи молодого ученого на несколько месяцев.

Позже Чокан был направлен  в Петербург, где работал в высшем военном учреждении – Генеральном штабе, а также Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, Русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1857 году, слушал лекции в Петербургском университете. Там он также  работал над составлением и изданием карт Средней Азии и Восточного Туркестана, принимал участие в подготовке к изданию трудов ученого Карла Риттера, обобщал материалы по географии, этнографии, истории Центральной Азии и Казахстана.

Надломленное тяжелым путешествием, здоровье Валиханова не выдержало сырого климата Петербурга, и его туберкулезное заболевание начало прогрессировать. В результате этого он, по совету врачей, весной 1861 г. покинул русскую столицу и возвратился в родную степь, в отцовский аул. Там он женился на Айсары, сестре султана Тезека. Успел написать последнюю статью о восстании дунган в Синьцзяне, но его застарелая болезнь обостряется. Восстановить свое разрушенное здоровье Ч. Валиханов не смог. Он скончался, в возрасте 30  лет в апреле 1865 года, в урочище Кочен – Тоган, недалеко от подножья Алтын – Эмельского хребта.

Уникальный жизненный путь Чокана Валиханова – пример гражданского подвига, увлекательных приключений, сноровки военного разведчика. Он достойно нес высокое звание крупнейшего ученого и просветителя XIX в. Очень жаль, что судьба отвела ему слишком мало лет жизни. Наследие Валиханова актуально во все времена. И сейчас его труды изучают в России, странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки.

 

 

Т.  Борщ,                                        

библиотекарь БСЧ №2  КГУ «ЦБС г.Сарани»