«Чокан Валиханов принадлежал к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь более или менее тесного круга людей, приходивших с ним в общество».
Г. Н. Потанин.
В этом году исполняется 185 лет со дня рождения Чокана Валиханова. Валиханов – единственный ученый из казахов, получивший еще в XIX веке мировое признание. Прожив короткую, но яркую жизнь, он обогатил науку ценными исследованиями по истории, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, южной Сибири и Восточного Туркестана.
Чокан Валиханов также стал известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь казахского фольклора. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» он исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий, заключив впоследствии, что казахский народ имеет богатую и не лишенную поэтических достоинств замечательную литературу.
Чокан Валиханов родился в 1835 году в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Его настоящее имя Мухаммед-Ханафия, Чокан – данное матерью детское ласковое имя, под которым он и вошел в историю. Предки Чокана принадлежали к старинной султанской аристократии, его прадедом был известный хан Абылай. Дед Ч. Валиханова Вали, от которой он получил свою фамилию, был последним ханом Среднего Жуза.
Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию. Рисование было его неподдельной страстью, и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров, часто гостивших в семье Валихановых.
С ранних лет Чокан Валиханов проявлял огромную любовь к казахской поэзии, записывая классические образцы, и читал их вслух перед своими родителями. Уже в детстве им записано несколько вариантов народных поэм «Козы – Корпеш и Баян-Сулу» и «Еркокше».
Чокан Валиханов, будучи чингизидом по происхождению, с детства соприкасался с образцами высокой казахской культуры. Дети султана по традиции должны были изучить несколько восточных языков, или, как говорят, «жетi жұрттың тiлiн бiлу» – знать языки семи народов. Чокан усвоил арабскую, а позже и уйгурскую грамоту, читал на чагатайском языке памятники средневековой литературы, упражнялся в разговорной арабской и персидской речи, декламации стихов восточных поэтов.
В 1847 году Чокан прибыл в Омск на учебу в Сибирский кадетский корпус. Не зная русского языка, обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников.
За время учебы глубокое влияние на развитие Ч. Валиханова оказывали писатель – этнограф Н.Ф. Костылецкий, ученый - историк П.В. Гонсевский, литератор В.П. Лободовский. Это были люди, принадлежащие к плеяде русской демократической интеллигенции, воспитанные на идеях Белинского и Герцена.
Среди тех, кто духовно обогатил Валиханова, кого частицей своей души обогатил и он сам: Ф.М. Достоевский, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Д.Ф. Менделеев, С.Г. Аксаков, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Е.П. Михаэльс. Именно они и положили начало изучению биографии и творческого наследия казахского ученого.
Один из друзей Валиханова, его однокашник по корпусу, впоследствии известный в истории путешественник Г. Н. Потанин в своих воспоминаниях отмечал, что Чокан выделялся из среды кадетов еще в первые годы учебы, и начальство смотрело на него как на будущего исследователя или даже ученого.
В 1854 году Ч. Валиханова выпустили из корпуса в чине корнета. Служебную деятельность он начал при генерал - губернаторе Западной Сибири Г. Х. Гасфорте. По линии главного управления краем на него была возложена должность офицера особых поручений. В 1854–1857 годах Валиханов участвовал в ряде военно-научных экспедиций, выполняя ответственные поручения по установлению торговых отношений с соседними странами, одновременно изучая культуру казахов, киргизов и других народов Средней Азии.
По представлению ученого-географа, путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского 21 февраля 1857 года Ч. Ч. Валиханов избирается действительным членом Императорского Русского географического общества за труды и исследования по маршруту Капал-Верное-Иссык-Куль-Кульджа.
В 1858–1859 годах Валиханов совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, которая принесла ему славу отважного путешественника и великого ученого. Результаты этой поездки – труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана. Среди них особенно интересна работа «О состоянии Алтышара», которую современники считали подлинным географическим открытием. Этот труд Валиханова явился весомым вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку.
Поездка в Кашгар, в Восточный Туркестан, сопряженная с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила за Валихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя. Чокан стал первым ученым, открывшим для Европы Кашгарию.
Научный подвиг Чокана в свое время приковал внимание всего ученого мира. Труды Валиханова о Кашгаре печатались и в Лондоне, и в Берлине. В предисловии к английскому изданию трудов путешественников читаем: «среди отчетов о путешествиях в Среднюю Азию, представленных здесь, выдающееся место принадлежит сообщениям Валиханова».
Кашгарская поездка сильно пошатнула здоровье Валиханова, выбив из колеи молодого ученого на несколько месяцев.
Позже Чокан был направлен в Петербург, где работал в высшем военном учреждении – Генеральном штабе, а также Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, Русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1857 году, слушал лекции в Петербургском университете. Там он также работал над составлением и изданием карт Средней Азии и Восточного Туркестана, принимал участие в подготовке к изданию трудов ученого Карла Риттера, обобщал материалы по географии, этнографии, истории Центральной Азии и Казахстана.
Надломленное тяжелым путешествием, здоровье Валиханова не выдержало сырого климата Петербурга, и его туберкулезное заболевание начало прогрессировать. В результате этого он, по совету врачей, весной 1861 г. покинул русскую столицу и возвратился в родную степь, в отцовский аул. Там он женился на Айсары, сестре султана Тезека. Успел написать последнюю статью о восстании дунган в Синьцзяне, но его застарелая болезнь обостряется. Восстановить свое разрушенное здоровье Ч. Валиханов не смог. Он скончался, в возрасте 30 лет в апреле 1865 года, в урочище Кочен – Тоган, недалеко от подножья Алтын – Эмельского хребта.
Уникальный жизненный путь Чокана Валиханова – пример гражданского подвига, увлекательных приключений, сноровки военного разведчика. Он достойно нес высокое звание крупнейшего ученого и просветителя XIX в. Очень жаль, что судьба отвела ему слишком мало лет жизни. Наследие Валиханова актуально во все времена. И сейчас его труды изучают в России, странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки.
Т. Борщ,
библиотекарь БСЧ №2 КГУ «ЦБС г.Сарани»