Сегодня: 21.11.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Светское государство – это мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии и обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Идея светского государства впервые зародилась в XVI веке в процессе Реформации и связана с деятельностью немецкого богослова Мартина Лютера. Дальнейшее развитие и усложнение понятия «светское государство» получило в трудах французских философов эпохи Просвещения.  Светскость стала определяться ими как отделение церкви от государства. Первым в мировой истории светским государством стала Франция после Великой французской революции. В частности в 10 пункте «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года провозглашалось: «Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом».  В течение XIX века основополагающие принципы светского государства утвердились в большинстве государств Европы и в США.

В среде казахской национальной интеллигенции идея светского государства впервые стала выдвигаться в начале XX века.  Так, в 4 пункте программы партии Алаш, принятой на Первом Общеказахском съезде 21-28 июля 1917 года провозглашалось: «Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны».

Светское государство, в марксистском его понимании, было провозглашено в нашей стране большевиками в 1918 году. 13-я статья Конституции РСФСР 1918 года гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Аналогичные положения действовали в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов.

С обретением независимости Республика Казахстан также взяла курс на построение светского государства. Однако за основу светскости были взяты не марксистские, по сути антирелигиозные принципы, а демократические принципы, основанные на свободном выборе граждан.

В 1992 году в нашей стране был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», заложивший основу для регулирования отношений в сфере религии. Затем провозглашение принципа светскости государства было  закреплено в качестве одного из основ конституционного строя в Конституции 1993 года и ныне действующей Конституции 1995 года.

В частности, 1 Статья 1 раздела недействующей Конституции, провозглашает что: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». В данной статье закреплен основополагающий принцип светскости нашей республики, как государства, в котором отсутствует официальная государственная религия и ни одно из вероучений не признается «обязательным» или «предпочтительным». Светские основы государственного устройства при этом не противоречат принципам свободы совести.

В настоящее время, на основе Конституции, действует принятый в 2011 году (с последующими изменениями и дополнениями) Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» Республики Казахстан. Этот закон является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Конституции, международных актах и Соглашениях о правах человека.

В преамбуле документа четко обозначено, что: «Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан».

В заключение следует отметить, что посредством функционирования поликонфессионального общества, взаимодействия между религиями происходит взаимообогащение культур, формируется поликультурная личность, толерантность, чувство казахстанского патриотизма, ощущается преемственность с прошлым, мобилизуются духовные и физические силы на построение будущего.

Н. Максименко,

директор

КГУ «Школа - гимназия № 17»