Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

В 1998 новая столица Казахстана выглядела одной огромной стройкой, которой, казалось, не будет конца! Действительно, разворот работ был такой, что практически никто не верил, что к 10 июня можно успеть что-либо создать. Я и сейчас, оглядываясь назад, не понимаю, как все это было сделано в такие сроки.

Президент, постоянно объезжая возводимые и реконструируемые объекты столицы, буквально заряжал и строителей, и нас своей энергией, своей убежденностью в том, что будет выполнено все намеченное.

К началу июня нам поручалось сделать реконструкцию центра города. Обсудив все детали, мы решили не ограничиваться самим центром, а обновить прилегающие к нему проспекты и улицы: Кенесары, Абая, Омарова, Сейфуллина, Желтоксан, Бейбитшилик, Букейхана.

«Обновить» – это кратко сказать, а если более наглядно, то мы перед собой поставили задачу привести в порядок фасады десятков домов, остеклить сотни балконов и лоджий, уложить около 20 километров бордюров, десятки тысяч тонн асфальтобетона, более 30 тысяч квадратных метров брусчатки и так далее. И все это дополнительно к уже намеченным объектам.

В городе открыто говорили, дескать, не успеем мы все сделать в оставшееся время, да и слухи пошли, что презентация переносится на более поздний срок. Еще мне с разных сторон советы давали: «Скажи Елбасы, что надо дату перенести, сам, мол, пойми, если не успеем – первым лишишься работы».

Как-то в очередной объезд города были на объекте, где наметилось отставание от графика. Во время нелегкого разговора с подрядчиками о темпах работ кто-то из них сказал:

«Зачем зря копья ломать, все равно, мол, дату презентации переносят?». На вопрос, кто это сказал, ответа не добился.

А назавтра как раз совещание у Нурсултана Абишевича, где должен был рассматриваться ход работ по «презентационным» объектам. Решил из первых уст все прояснить.

Совещание, как всегда, прошло по-деловому, быстро. Выходим в коридор, и я уже собрался подойти к Елбасы со своим вопросом, как он сам меня подозвал. Мне кажется, говорит Нурсултан Абишевич, к презентации хорошо было бы учредить медаль «Астана», наградить ею тех, кто внес большой вклад в новую столицу. Я вот думаю, что она примерно так должна выглядеть: с этими словами он подошел к подоконнику и на листе бумаги принялся делать наброски лицевой и оборотной сторон медали. Кстати, медаль «Астана» по этим эскизам и выполнена.

В глазах Нурсултана Абишевича был азарт художника. Он рисовал и спрашивал: «Как, неплохо?». Я понял: ни о каком переносе речь не идет, и не будет идти! И надо все сделать, чтобы успеть. А те наброски не были единственными у Елбасы. В разное время он делал эскизы Дома приемов, Президентского центра культуры, новых фонтанов на Центральной площади.

Лето 1998 года в Астане было жарким. Дождей выдалось мало. Люди от жары спасались на пляжах, дачах. Однако город безжизненным не казался: ритм строительства, взятый столицей до презентации, оставался таким же динамичным.

Ветхие домики теперь уже сносились не только в центральной части, но и в других районах города: Слободке, на улицах Иманова, Кенесары, Соленой балке.

Забивались сваи, бетонировался фундамент под новый корпус Евразийского университета, заканчивались работы по нулевому циклу на сооружении средней школы в микрорайоне Аль-Фараби, начали расти стены большого спортивного комплекса Министерства внутренних дел, а также многих жилых домов. Не сбавлялись темпы и на благоустройстве, озеленении города. Центр Астаны уже приобрел свой нынешний облик, и те, кто не был в городе больше полугода, уже не узнавали его, настолько многое здесь изменилось.

Замечали происходившие перемены в архитектурном облике, культурной жизни столицы и зарубежные гости. Из ЮНЕСКО к нам пришло официальное письмо, в котором Астане предлагалось принять участие в международном конкурсе на звание «Город мира». Заполнили анкеты, собрали необходимые документы и отправили в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париж. На победу, конечно, особенно не рассчитывали.

Однако 6 мая 1999 года пришла телеграмма, в которой генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор объявил о том, что Астане присвоено высокое звание – «Город мира».

На церемонии вручения награды Федерико Майор отметил: «Астана стала символом обновленного суверенного Казахстана». Лучше и не скажешь.

 

Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ

Государственный и политический деятель

 Из книги «100 рассказов о Независимости Казахстана»