В последнее время в системе образования взаимодействие с семьёй занимает наиболее важное место. Тесное сотрудничество семьи и школы играет важную роль в полноценном развитии ребёнка.
Современный метод проектирования является интересным и продуктивным методом взаимодействия. В КГУ «СШИ № 9» г. Сарани был реализован практико-ориентированный проект «Дом для насекомых», который продолжался 1,5 года. Актуальность проекта обоснована тем, что человечество быстро теряет бабочек и мотыльков, пчел и ос, жуков и стрекоз. Особую угрозу представляет снижение численности тех насекомых, которые опыляют сельскохозяйственные культуры, дикие растения - это может привести к тому, что в скором времени не будет цветущих степей и джайляу, людям будет нечего есть.
Активными участниками в проекте выступили воспитанники школы-интерната, их родители и педагоги: В. Федоренко, К. Фролов, Е. Цисарук. Проектная деятельность представила возможность всем участникам процесса глубже рассмотреть проблему семейных отношений, улучшить взаимодействие с педагогами школы.
Возникли вопросы, что нужно сделать, чтобы школьники с особыми образовательными потребностями проявляли интерес и не испытывали страх к объектам живой природы – насекомым, могли узнавать их по внешнему виду, понимать приносимую пользу, принимать участие в сохранении и сбережении насекомых.
При знакомстве детей с «миром полезных насекомых», формируется ответственное отношение к сохранению природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребенок с особыми образовательными потребностями, может внести свой вклад в деле сохранения определенной экологической ниши родного края.
Привлекая внимание к проблеме сохранения насекомых, воспитанники учатся проявлять гражданскую и социальную ответственность, экологическую грамотность и культуру. Совместный проект был направлен на развитие и коррекцию познавательных процессов, на более эффективную социализацию воспитанников в обществе.
Конечным результатом проекта стало сооружение, построенное для насекомых и выпуск экологического дневника «Эковед».
Результаты проекта могут быть использованы как наглядное пособие на уроках, а также может использоваться в качестве сезонных наблюдений за жизнью насекомых.
В. Федоренко,
К. Фролов,
Е. Цисарук,
КГУ «СШИ № 9» г. Сарани