Сегодня: 28.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

В этом году Казахстан отмечает 30-летие Независимости. Мы многое пережили, всё это отражено в официальных документах и публикациях СМИ. “ КАРАВАН” не собирается писать свой учебник истории. Мы просто хотим напомнить те факты, события, явления, которые изменили всех нас за это время .

Дым в головах?

1 апреля, в День смеха, в южной столице приняли программу по профилактике и ограничению курения на 2005–2007 годы “Алматы – город, свободный от табачного дыма”. Документ предусматривал ограничение мест для курения в общественных местах – лестничных площадках, остановках общественного транспорта. По словам депутатов городского маслихата, уникальность программы – “не только в комплексном подходе к контролю над табаком, но и в том, что впервые идет целевое финансирование на профилактику курения из местного бюджета”.

Сколько денег было выделено на эту программу, на что именно они были потрачены и какой был эффект – уже не узнать. Этот документ давно поставлен на утрату. Инициатор этой акции Джамиля Садыкова, возглавляющая ассоциацию “За Казахстан, свободный от табачного дыма”, до сих пор отказывается открывать этот секрет. Как и всю бухгалтерию ассоциации.

В 2005 в Алматы было только около 20 процентов курящих горожан. Сейчас почти 27 процентов. Это официальная статистика. Запреты всегда порождают сопротивление.

Залечила до смерти

“Целительница”, заверявшая, что унаследовала дар от бабушки, взялась изгнать дьявола из жительницы Усть-Каменогорска, страдавшей слуховыми галлюцинациями. На следующий день бригада “скорой” констатировала смерть пациентки от болевого шока и кровоизлияния в легкие. У погибшей были сломаны все ребра, перебиты конечности, тело сплошь в кровоподтеках.

Следствию знахарка заявила, что лечила потерпевшую… камчой. Экспертиза показала, что “оздоровление” велось не плетью, а тупым предметом. Возможно, ногой, обутой в ботинок, или палкой.

В ходе судебного заседания “целительница” заявила, что ночью увидела, как “лицо пациентки покрывается синими полосами и из них исходит дьявол. Следом вылетела и душа, с которой она завела разговор, уговаривая не покидать тело. В ответ душа засмеялась и устремилась в небо”.

Суд признал шарлатанку виновной в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть по неосторожности. С учетом того, что она воспитывала несовершеннолетних детей, садистке вынесли относительно мягкий приговор – 6 лет лишения свободы.

В местной ассоциации народных целителей, давшей свидетельские показания, заявили, что в народной медицине, действительно, существует такой способ лечения, как порка камчой. Правда, число ударов не должно превышать 7. И наносить их следует больше символически – для “создания ветерка”.  

Плюсы и минусы ССО

В 2005 году в Жамбылской области возродили студенческие строительные отряды (ССО). Как заявляли местные власти, целью их создания была не только занятость молодежи в летнее время, но и покрытие дефицита рабочей силы на некоторых объектах.

Начинание вполне себя оправдало. В первый год около 300 студентов были задействованы на строительстве разных объектов, а также дорог. А за последующие 9 лет в Жамбылской области в стройотряды привлекли свыше 5 тысяч студентов – ежегодно по 500–600 человек.

Правда, затем возникли проблемы. На несколько лет о возможностях ССО вдруг позабыли, что объяснялось отсутствием финансирования. Но вскоре, когда деятельность отрядов обрела республиканский масштаб, студенты снова оказались востребованы. Стройотряды работали на известные в регионе компании – “Ornau construction”, “Сапар консалтинг”, “Агроспецстрой”, “НИК-Тараз”, “АрайСтройМаркет”, “Тараз Кұрылыс Инвест” и многих других.

Сегодня ССО по-прежнему формируют летом. Но теперь их ядро составляют студенты местного Таразского регионального университета. В прошлом году, несмотря на пандемию коронавируса и ограничительные меры, около 150 человек вышли на объекты. В этом году также планируется их участие на стройках и уборке урожая. Если, конечно, позволит эпидемиологическая ситуация.

Плюсы ССО: возможность дополнительного заработка для молодежи и решение дефицита рабочей силы. Кроме того, студенты могут на практике овладеть новой специальностью, что может пригодиться в жизни. Но есть и минусы.

Трудиться приходится в жару, когда темепература воздуха достигает 40 и более градусов в тени. Низкий уровень оплаты труда. Сегодня ежемесячный заработок в среднем не превышает 100 тысяч тенге. Сезон всего около 2 месяцев – начиная с июля, после окончания учебного сезона, и до конца августа.

А потом – институт, экзамены, сессия...

Некоторые хотели погорячее

В феврале в Атырау объявили мораторий на повышение тарифов на электричество и тепловую энергию до конца 2005 года. В облакимате подписали меморандум – администрация региона, представители совета директоров ОАО “Атырау Жарык”, предприниматели, депутаты, общественники. В то время война между потребителями и монополистами электроэнергии, тепла и горячей воды перешла в горячую фазу. Монополист в одностороннем порядке объявил о повышении тарифов на электроэнергию для юридических лиц почти вдвое. Эта стало шоком для бизнеса. Взлет цен на энергоресурсы неминуемо повлек бы за собой повышение цен на всё и вся, так как эти дополнительные расходы предприниматели тут же включили бы в себестоимость выпускаемой продукции. А это значит, что “хотелки” монополиста ударили бы по населению, которое и без того испытывало тяготы. Поднялся скандал: ну да, у монополиста цель одна – извлечение прибыли любой ценой.

Компания, по мнению потребителей, незаконно применяла штрафные санкции в 5-кратном размере за перебор или недобор электроэнергии.

Предприниматели постоянно жаловались, что непомерные штрафы просто душат, не дают развиваться бизнесу. Была создана народная комиссия: дальнейшие действия монополиста могут привести к скачку цен и серьезным инфляционным процессам. Акимат отреагировал мгновенно. 2 дня шли тяжелые переговоры с “Атырау Жарык”. Руководству региона удалось привести аргументы и убедить монополиста не повышать тарифы и забыть о штрафных санкциях за недобор или перебор электрической энергии.

Деньги испарились, проблема осталась

Казахстан принял Госпрограмму по борьбе с опустыниванием на 2005–2015 годы. Сделать страну-сад. Задача-минимум – замедлить темпы обезвоживания. Задача-максимум – прекратить деградацию почв. К этому времени из-за хозяйственной деятельности и естественных экологических проблем лес в стране сильно поредел, а там, где еще остался, реликтовые породы деревьев замещали малоценными.

Хуже всего обстояли дела в южных областях, где песчаные бури в буквальном смысле хоронили целые аулы. Сдержать наступление пустыни может саксаул, но скот его нещадно вытаптывает, а люди рубят на дрова. Программа по борьбе с опустыниванием предусматривала средства на высадку саксаула. Миллионы долларов на это Казахстану выдала ПРООН. Приживаемость молодых деревьев очень низкая, но экологи рады и этому. В 2004-м на вырубку саксаула ввели запрет, который не сработал – его по-прежнему рубят. Якобы в рамках санитарной очистки. Поэтому в 2019 году запретили даже санитарную вырубку. Помогло несильно. Злые языки поговаривали, что саксаульником перестанут топить, только когда в села протянут газ. Деньги той программы освоили частично.

Тепло вместо атомных бомб

В октябре на Ульбинском металлургическом заводе завершилась переработка 2 900 килограммов высокообогащенного урана в низкообогащенный. Его вывезли в Актау для использования в мирных целях в виде топлива на АЭС. Такого количества урана-235 хватило бы для изготовления 20 атомных бомб. Проект стал промежуточным итогом совместной программы Казахстана и США “Инициатива по сокращению ядерной угрозы”.

Кокарал предотвратил катастрофу

В августе в Кызылординской области завершили самый значимый строительный объект 2000-х – Кокаральскую плотину, отделившую казахстанскую часть Аральского моря от узбекистанской. Тем самым Малый Арал, так сейчас называют казахстанскую часть этого моря-озера, остался жить. Ведь без строительства плотины, местные жители называют ее просто Кокаралом, потеря водоема была бы неизбежной.

В конце 80-х годов из-за обмеления Арала его северная часть отделилась от южной. Получились 2 водоема, между которыми протекало узкое русло. И из Малого Арала вода постепенно перетекала в Большой.

Постепенно казахстанская часть моря была бы потеряна. И в регионе приняли решение перекрыть русло между Малым и Большим Аралом. 2 раза его перекрывали обычной песчаной дамбой, которая вскоре оказывалась смытой. В 2001-м правительство Казахстана обратилось во Всемирный банк с просьбой о займе на строительство полноценной плотины. Именно ее и завершили в 2005-м. Длина плотины – 13 км, ширина в разных местах – 100–150 метров. Высота гребня – 6 метров.

Результат: значительно поднялся уровень воды в Малом Арале, уменьшилась соленость казахстанской части моря, снова появилась разная рыба, тогда как перед строительством Кокарала в нем оставалась в основном только камбала, самая живучая рыба из всех, что некогда обитали в водоеме. Только после строительства Кокарала стали возможными и многие другие проекты по обводнению южных регионов РК. Например, строительство Коксарайского водозаборного сооружения.

В августе в Кызылординской области завершили самый значимый строительный объект 2000-х – Кокаральскую плотину
В августе в Кызылординской области завершили самый значимый строительный объект 2000-х – Кокаральскую плотину

Сейчас Кокаральской плотине нужен дорогой ремонт. У нее есть 9 водосбросов с пропускной способностью 600 кубометров в секунду для защиты от разрушения путем сброса излишков воды в Южный Арал. Но за 15 лет русло Сырдарьи изменилось, и сейчас здесь сильно подмыт почти 300-метровый участок дамбы. Если Кокарал не ремонтировать капитально, снова может нависнуть угроза потерять часть Арала. По информации акимата Кызылординской области, на реконструкцию части плотины в этом году потратят 4,7 миллиарда тенге.

Форменные войны

В казахстанских школах вводится единая форма. Инициативу министра образования Бырганым Айтимовой и некоторых депутатов парламента поддержали и педагоги. Они отмечали целесообразность введения единой школьной формы тем, что это снизит социальную напряженность и расслоение общества.

“За” единое облачение школяров выступили многие родители, особенно старшеклассников – мамы, папы, бабушки устали слушать претензии детей, что они недостаточно модно и дорого одеты по сравнению с одноклассниками. Учителя тоже посчитали это решением проблемы социального неравенства, школьных разборок с вредительством брендовой одежды, обуви и мордобоя. Но встал другой вопрос: все ли родители смогут приобрести комплект школьной формы на год? Дети-то растут быстро. Тем более многие учебные заведения ввели фирменную форму, сшитую в ателье по собственным эскизам, с элементами авторского дизайна.

Особенно сложно пришлось многодетным, малообеспеченным семьям. Дошло до того, что некоторые ученики не смогли пойти 1 сентября на линейку: родителям не на что было приобрести или сшить форму. После серии скандалов школы стали вводить форму единого образца и помогать особо нуждающимся семьям за счет фонда всеобуча, местных властей. Но вопрос долгие годы оставался острым.  

Нефть дороже культуры и памяти?

В марте в Атырау продали Дом культуры имени Дины Нурпеисовой. Он перешел во владение группы частников, заплативших за него всего 148 миллионов тенге. Как утверждали нефтяники филиала “Эмбамунайгаз”, содержание Дома культуры обходилось им ежегодно в 50 миллионов тенге. Политика же компании – избавляться от всех убыточных и не связанных напрямую с добычей нефти предприятий. Годом ранее от продажи ранее находившихся на балансе добывающей компании различных объектов получен 1 миллиард 700 миллионов тенге.

Не сегодня, так завтра

21 февраля на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе произошла драка. Работники АНПЗ в конфликте участие не принимали. Это ЧП случилось в турецкой фирме “ГАТЕ Иншаат Таахют Санайи ве Тиджарет”, привлеченной на реконструкцию завода японской компанией “ДжейДжиСИ”.

Кулаками махали 3 рабочих из Турции и один казахстанец. Турок препроводили в полицию.

Но на этом инцидент, в котором принимало участие около 60 человек, не закончился. 22 февраля местные рабочие в отместку за случившееся накануне, побросав рабочие места, устроили акцию протеста в жилом поселке. После инцидента 230 турецких рабочих решили вернуться на родину. Всего в компании трудились 480 граждан Турции и 434 казахстанца. Во время проверки в ГАТЕ обнаружили 37 турок с просроченными визами. Не дожидаясь решения суда о депортации, они вернулись на родину.

Страшнее мухи зверя нет

Летом на бахчах Кызылординской области впервые появилось опаснейшее насекомое – дынная муха. Похоже, она залетела из Каракалпакии. Так объясняли в территориальной инспекции минсельхоза. Гостья стала осаждать поля с дынями, тыквами и арбузами в 5 районах области. И так осаждать, что у многих земледельцев урожай погиб подчистую. В следующем году ситуация повторилась. С 2007 года в Кызылординской области в местах, где заметили дынную муху, установили карантинные зоны, наложили запрет на вывоз дынь за пределы области.

С 2008 года против вредного насекомого начали обрабатывать поля. Ежегодно на эту войну государство выделяло до 20 миллионов тенге.

Победа пришла лишь к 2015, тогда чиновники от сельского хозяйства отрапортовали, что “в некоторых ранее зараженных местностях вредителя больше нет”. “Чистым” от мухи округам разрешили вывозить урожай бахчевых на продажу в другие регионы РК. Через пару лет, когда дынной мухи практически не стало, возобновили и экспорт дынь. Но к тому времени были утеряны уникальные местные сорта. Сейчас сажают в основном испанские, голландские и даже японские сорта бахчевых.

На лифте – как на автобусе

В сентябре в Семипалатинске впервые внедрили практику платных лифтов. Эксперимент начался с 18 подъемников в многоэтажках, где установили аппараты, в которые, прежде чем ехать, необходимо было опустить монету 5 тенге. Без этого лифт не трогался с места – попытка решить хроническую болезнь неплатежей за лифт. Ежемесячная оплата – 136 тенге в месяц с квартиры. Но жильцы многоквартирных домов игнорировали эту строку расходов, и лифтовое хозяйство оказалось на грани развала. Зато внедрение аппаратов по приему платежей помогло спасти в городе лифтовое хозяйство.

В сентябре в Семипалатинске впервые внедрили практику платных лифтов
В сентябре в Семипалатинске впервые внедрили практику платных лифтов

Икра черная – “только для белых”?

Секретариат Конвенции по международной торговле исчезающими видами флоры и фауны утвердил для РК квоту на экспорт черной икры на 2005 год в объеме 14 524 кг. Казахстан сможет экспортировать 2 555 кг икры белуги, икры осетра – 2 969 кг, и 9 000 кг икры севрюги. Размер квоты – 87 процентов от прошлогодней. И сокращается на протяжении последних 3 лет. В минувшем году атырауское перерабатывающее предприятие экспортировало черную икру в 4 страны. 61 % продукции ушел в Германию, 30 % во Францию, в США – где-то 8 %. И менее одного процента – в Южную Корею.

Только факты

В июле в Павлодарской области началась вспышка птичьего гриппа в селе Голубовка. В результате пало и уничтожено более 3 000 гусей и уток. Фермерам выплатили денежную компенсацию. Контроль за эпидситуацией в районе вели несколько месяцев. Вспышка в регионе стала первым случаем регистрации птичьего гриппа в стране

В ходе геоэкологического обследования в Усть-Каменогорске обнаружили около 300 радиоактивных пятен общей площадью 136 тысяч квадратных метров. Работы по ликвидации загрязненных радиацией уголков городской территории не завершены до сих пор

Генеральная прокуратура заявила, что в местах лишения свободы заключенные балуют себя наркотиками и спиртными напитками. А министерство юстиции – что при ускоренном оформлении документов распространена коррупция. В парламенте эти откровения обсуждали только в кулуарах. Ужесточение законов по этим фактам случилось лишь через 3–4 года.

Уполномоченные органы выявили в министерстве здравоохранения финансовые нарушения: 77 миллионов тенге ушли “налево”, а еще 172 – куда-то “необоснованно”.

Вблизи Семипалатинска открылся общевойсковой учебный полигон “Шыгыс” для проведения крупномасштабных армейских учений всех родов войск с использованием оружия любого калибра – площадью более 20 тысяч гектаров. В постсоветское время этот полигон и его базу разграбили мародеры. Сейчас учебный центр располагает пунктами управления стрельбами, автоматизированными мишенями, наблюдательными вышками и другими необходимым оборудованием.

В Семипалатинске начались веерные отключения электроэнергии и воды. Коллапс произошел из-за многомиллионных долгов за электроэнергию двух коммунальных предприятий – “Семей водоканал” и “Теплокоммунэнерго”. В итоге энергоснабжающее предприятие заявило, что лишилось возможности оплачивать поставку энергии. Сначала по сформированному графику на 2–3 часа в сутки отключали свет в жилых микрорайонах. А с 27 мая “Шыгысэнерготрейд” обесточило двух главных должников – водоканал и тепловиков. Эпоха веерных отключений затянулась на 1,5 года.

27 ноября в Петропавловске в один день торжественно открыли мечеть “Кызылжар” и православный собор Вознесения Господня – первые культовые сооружения за много десятилетий.

 

В июне аким Алматы Имангали Тасмагамбетов заявил, что в течение 2 лет автовокзалы “Сайран” (международный) и “Саяхат” (междугородный) вынесут за черту города. Якобы это позволит снять транспортную нагрузку на улицы города. После того как снесли здание “Саяхата”, на этой точке образовались базар и километровые очереди таксистов, готовых отвезти пассажиров куда угодно. Но уже дороже, чем на автобусах. Обещанные вокзалы до сих пор не заработали.

В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы АО “Инвестиционный фонд Казахстана” и английская компания “Пилкингтон” заключили соглашение о совместной реализации проекта строительства завода по производству стекольной продукции. Свои подписи в соглашении поставили председатель правления фонда Зейнулла Какимжанов и главный исполнительный директор английской компании Стюард Самберс. Завода нет до сих пор. Этот проект оказался самым скандальным и “бородатым” в истории страны.

Сенатор Сагындык Есимханов, возмутившись тем, что бюджетные средства в областях и министерствах не осваивают сотнями миллионов тенге, потребовал отправить правительство в отставку. Замечание приняли. Предложение – нет.

На заводе “КазАзот”, единственном оставшемся после банкротства и полного разорения химкомплекса в Актау, впервые начали производить аммиачную селитру.

Правительство утвердило программу восстановления реликтового бора Прииртышья на 40 тысячах гектаров горельника. Стоимость восстановления – 63,8 миллиона долларов. Половину суммы выделил республиканский бюджет, остальное – Глобальный экологический фонд и Всемирный банк.

В июле в Серебрянске и в рабочем поселке Первомайский грянул бунт: люди остались без воды. Только после вмешательства властей Восточного Казахстана водоснабжение было налажено.

Одним из популярнейших брендов Павлодара стала кофейня “Крендель”. В 2005-м ее открыла Зинаида Пархоменко, начинавшая с выпечки пряников вручную. Сейчас у нее пекарские цеха, рестораны и магазины. При желании, руках и мозгах малый бизнес в Казахстане можно развернуть до среднего и крупного.