Почему современные школьники не любят читать? Как заинтересовать детей чтением? И почему одним интересны приключения литературных героев, а другим хочется зевать над страницами?
Сегодня хотелось бы поговорить о возрождении старых, добрых семейных традиций. Да, да, традиция чтения вслух в кругу семьи была и уже ушла в прошлое, к сожалению, …Может быть кто-то вспомнит такую идиллическую картину: за большим круглым столом вечером собралась вся семья: дедушка с газетой «Труд», бабушка с вязаньем, папа с журналом «Техника - молодежи», двое детишек (брат и сестра) школьного возраста внимательно слушают маму, приоткрыв рот и округлив глаза - они внимают чтению мамы.
К сожалению, сегодня, картина другая, вроде все вместе, вечерний сбор семьи после ужина и…каждый сам по себе со своим гаджетом…
Современный английский писатель, он же и учитель, Эйдан Чамберс писал, что чтение – нелёгкий труд для ребёнка и чтобы он не превратился в подневольное занятие, нужно чтобы чтение превратилось в удовольствие, стало необходимостью и поводом для общения. Это значит, что в вашей квартире необходимо создать пространство чтения - комфортное, уютное и атмосферу любви и уважения к книге, как к источнику знаний, эмоций и наслаждения. Если это у вас сформировано, то можно сказать, что в вашей семье создана комфортная среда чтения для всех членов семьи.
Чтение нужных, умных книг сообразно их возрасту - со временем сделает из ваших детей самостоятельно мыслящих людей и со временем вы заметите, что они уже спорят с вами, имея другую, свою точку зрения. И ещё, в чтении заложено сотрудничество: читателя и писателя, читателя с другими читателями и с вами, родителями.
Итак, какова роль семьи в цепочке: ребенок, книга, чтение, родитель. Начнем с того, с чего начали: именно семья формирует у себя дома комфортное пространство чтения, а именно место для чтения. Это может быть диван, уютный уголок у окна, старое продавленное кресло, свободная кухня в вечернее время или отдельная детская комната. Место должно быть уединенным, не проходным. Время. Вечер – время взрослых, но и детям перед сном в будний день можно позволить получасовое общение с книгой. А в выходные дни «Час чтения», который оговаривается всеми членами семьи. Выбор книги для чтения должен быть свободным, доступным, но сообразно возрасту. В семье должно быть выделено место для книг (как для своих, так и взятых из библиотеки или у друзей). Отклик на прочитанную книгу. Он может быть у ребенка 2-х видов. Первое: книга так понравилась, что он хочет прочитать и другие книги этого писателя, в этом деле ему может помочь родитель ( или купив или заказав в детской библиотеке). Не забудьте, ибо книги данного писателя нашли отклик в душе ребёнка. Второе: закрыв последнюю страницу книги, ребёнок устремляется к маме, папе, бабушке, дедушке поделиться своими мыслями, чувствами и новыми знаниями – так велико желание поделиться мыслями о прочитанном. Отмахиваться от ребенка нельзя, дескать – потом, потом, некогда… Но, потом ребенок может не подойти. Даже если цейтнот, то все равно выделите 5 минут времени, пообещав вечером поговорить подробнее.
В. Шперлинг,
учитель начальных классов
КГУ «Школа –лицей №1»