25 февраля на базе общеобразовательной школы № 6 прошел областной семинар на тему: «Инновационные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях обновленного содержания образования».
Участниками семинара стали методисты городских и районных отделов образования, методисты, курирующие предметы гуманитарного цикла, учителя русского языка и литературы Карагандинской области. Коллеги собрались, чтобы обменяться опытом работы по повышению ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе в условиях обновленного содержания и обсудить спецификации итоговой аттестации по предмету «Русский язык и литература».
В своем приветствии директор школы Т. Мазина подчеркнула актуальность и важность выбранной темы семинара, выразила надежду, что предстоящий разговор получится интересный и полезный, пожелала всем плодотворной работы.
Руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Е. Сафиуллина рассказала о работе методобъединения за последние три года, успехах и достижениях учителей и учащихся. Она отметила, что в достижении высоких результатов важна и значима работа каждого педагога.
Работа семинара была разделена на блоки. В первом блоке гости были приглашены на мастер-классы и тренинги, такие, как «Современные методы и приемы развития навыков слушания и говорения учащихся среднего звена на уроках русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения» (Б. Махмутова, учитель русского языка и литературы ОШ № 4); «Формативное оценивание, как средство достижения эффективности урока в условиях обновленного содержания» (И. Ковтунова, Л. Сикидина КГУ «ОШИ № 7); «Буктрейлер как средство формирования читательской активности через информационные технологии» (Т. Васильева, Н. Ташева, Л. Галецкая, ОШ№ 6).
На этом мастер-классе присутствующих ознакомили с интерактивными технологиями и приёмами воспитания у школьников интереса к чтению. Дети рассказали, что такое буктрейлер, какие виды буктрейлеров существуют, показали буктрейлеры, созданные ими самими. В заключение был сделан однозначный вывод: это современное и эффективное средство работы, которое вызывает интерес и любопытство школьников, делает процесс обучения более интересным и результативным.
В ходе мастер-класса «Использование ИКТ в рамках формативного оценивания на уроках русского языка и литературы» учитель М. Пахомова (школа-лицей № 1) рассказала о различных онлайн-сервисах, с помощью которых можно провести формативное оценивание на уроках русского языка и литературы в старших классах. Также она рассказала о плюсах и минусах каждого сервиса («LearningApps», «Kahoot», «Pliskers»). Каждый участник смог испытать на себе эмоции учащихся, поучаствовав в оценивании своих знаний на онлайн-платформах.
Учителя школы-гимназии № 17 Е. Крыженкова и И. Бондарь рассказали о своём опыте работы по использованию инновационных рефлексивных практик на уроках русского языка и литературы в условиях обновленного содержания образования.
Учителя ОШ № 13 А. Винокурова и О. Бурковская на тренинге «Актуальные методики составления заданий КО для детей с ООП» ознакомили коллег с разработанной ими методическим пособием по данной теме.
Второй блок семинара был посвящен исследовательской работе школьников в режиме «offline и online». Гостям были предложены интерактивная онлайн-игра «По страницам произведений Пастернака» с использованием ресурсов сайта «LearningApps» (Л. Ковальчук, Г. Сагатова, Г. Чорная, ОШ № 6).
Ярко и эмоционально прошла онлайн-трансляция конкурса чтецов «Читаю Пастернака…», посвященная 130-летию поэта. (Е. Сафиуллина, ОШ № 6) на YouTube-канале школьного телевидения ОШ № 6. ( Школьный канал I-ТV 6 очень популярен в школе. Он имеет свой сайт и сотни подписчиков.
Конкурс собрал 12 участников — финалистов школьного этапа. Каждый из них демонстрировал мастерство понимания того, что читает, всем сердцем сопереживая лирическому герою. Наверное, поэтому компетентным членам жюри, а в его состав вошли К. Ахмалтдинова, методист УМЦ РО, Е. Сафиуллина, учитель русского языка и литературы КГУ ОШ № 6, учащиеся 11 класса КГУ ОШ № 6 так непросто было выбрать победителей.
Произвели впечатление своей артистичностью, оригинальной подачей произведения Г. Ляуденскайте, А. Торская, М. Слабая. Затаив дыхание, слушали присутствующие выступления К. Кондраткова, ученика 11 класса, победителя республиканского конкурса чтецов, Е. Соболя, В. Кислых. В номинации «Дебют» отмечен грамотой А.Раздобреев, ученик 1“А” класса.
С особым чувством, драматизмом участники доносили суть своих произведений до зрителя.
В школе существует мультипликационная студия «Сами с усами». Участники студии и её руководитель С. Матвеенко рассказали о своей работе. Первые участники студии - уже старшеклассники. Созданные детьми мультфильмы помогают ученикам глубже изучать материал начальной школы. За 6 лет работы в данном направлении создано более 100 обучающих мультфильмов. Они являются неоднократными победителями многих международных конкурсов. Дети сами придумывают сюжеты, героев, декорации, умеют разрабатывать сценарии и делать раскадровку, создают декорации и оживляют персонажей.
Третий блок назывался «Калейдоскоп инновационных форм организации внеклассной деятельности». Гостям семинара были предложены: квест-игра «По дорогам сказок» (А. Увалиева, ОШ № 16), выступление учащихся 6-9 классов по ораторскому мастерству с применением TED-технологий (Г. Куанова, ШЛ № 1), телевидение школы №6 (Ж. Булегенова, Н. Манина) представило ток-шоу «Созвучие великих: Лермонтов, Абай, Байрон», на конференции «Fresh ideas» в стилеTED были подведены итоги школьного конкурса «Book Look», а спикеры показали блестящее мастерство ораторов. (Ю. Головчанская, Т. Мазина, Л. Галецкая,Н. Ташева, Н. Хамзина, ОШ № 6).
Побывав на диалоговой площадке «Времен связующая нить» (Е. Савицкя, ШГ № 17) мы оказались на встрече школьников с членами городского поэтического клуба «Лира» Т. Кучеренко и П. Поповым. Они оба - дети, пережившие войну. Тамара Александровна и Петр Васильевич, отвечая на вопросы учащихся, вспоминали самые памятные события тяжелого военного детства, рассказывали о работе в тылу, о том, как они помогали взрослым, внося свой вклад в приближение Победы. Гости читали свои стихи о детстве, долгожданной победе, трудовых буднях. Школьники подхватывали поэтическую ленту и читали стихи саранских поэтов и стихи собственного сочинения. Диалог получился открытым и сердечным. То, что было услышано на состоявшейся встрече, не пройдет бесследно, навсегда останется в сердцах детей.
Участники семинара приняли участие в работе школьного экспериментума-парка «Научная среда». Они смогли поучаствовать в научно-развлекательном шоу «Литературный квартал», раскрыть секреты зашифрованного текста, записать фигурный стих-каллиграмму, посетить АРТ- галерею, стать участником перформанса и «Живой картины».
В заключение семинара участникам представили спецификацию итоговой аттестации по предметам «Русский язык и литература».
Участники семинара пришли к единому мнению, что разговор получился интересный и полезный. Все были вовлечены в практическую деятельность, на семинаре была создана благоприятная эмоциональная атмосфера.
Светлана
Каримова