Сегодня: 26.04.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Вспышка коронавирусной инфекции и карантин, связанный с ней, заставили людей во всём мире кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Казахстан не стал исключением и одним из первых, в целях предотвращения коронавирусной инфекции, перешел на дистанционное обучение.

Всем нам известно, что дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии с использованием интернет-технологий, при котором учитель и ученики находятся в различных местах. Дистанционное обучение - далеко не новое явление. Уже много лет оно широко применяется в системе образования. Кроме того колледж является участником областного проекта «Электронный колледж». На основании Приказов МОН РК № 121 от 31.03.2020 «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID -19 в организациях образования на период пандемии» и № 123 от 01.04.2020 «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID -19 в организациях образования, в период пандемии» ,в колледже были разработаны методические рекомендации по организации учебного процесса, а также по проведению промежуточной и итоговой аттестации. Максимально была создана благоприятная обстановка для дистанционного обучения в условиях карантина. Работать в режиме дистанционного обучения одновременно очень интересно и не просто. Чтобы достойно организовать учебный процесс, в условиях вынужденного карантина, необходимо освоить много новых технологий, цифровых образовательных ресурсов, возможности образовательных платформ. Так, используя платформу Bilimal.kz, программу ZOOM, мессенджер WhatsApp, электронную почту, педагоги колледжа размещали материалы, практические задания, тесты для занятий в режиме онлайн. На сегодня привычными стали вебинары, видеоуроки, WEB-конференции, онлайн-тестирования. Создание учителем базы подобранных и апробированных для своего предмета программ и платформ способствует совершенствованию профессионального мастерства, что помогает в реализации индивидуального подхода к образовательной деятельности каждого обучающегося. Использование и применение данных программ и платформ существенно помогает улучшению образовательного процесса, поскольку информационные технологии дают возможность сделать урок интереснее: преподаватель передает не сухую информацию, а использует, благодаря образовательным ресурсам, одновременно картинки, фотографии, текст, аудио и видео материалы и Интернет-ресурсы. С целью определения отношения обучающихся к вопросу дистанционного обучения, студенты колледжа написали эссе, указывая положительные и отрицательные стороны обучения-онлайн. «Положительные стороны обучения глазами студентов» * Распределение времени- индивидуальный график * Промежуточная аттестация в формате online тестирования – психологический баланс студента * Педагоги, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять больше времени для индивидуальных занятий со студентами * Хороший психологический микроклимат (возможно сопровождение музыкальное) * При прохождении тестирования, сразу известен результат * Экономия времени и денежных средств Но наряду с плюсами, есть и отрицательные моменты: * Отсутствие «живого» контакта * Технические проблемы со связью * Большую часть учебного материала приходится на самостоятельное изучение, что требует определенных навыков, самоконтроль, правильное распределение времени * Отсутствие у большинства студентов мотивации * Нет возможности социализации * Проблемы со зрением В период дистанционного обучения психологическая служба колледжа максимально активизировала свою работу, необходимо было разрешать возникающие проблемы и трудности психологического плана: неспособность студентов и родителей справиться с объемом информации, предоставляемой в Интернете, тревога за результаты текущей и итоговой успеваемости, отсутствие «живого» контакта. Совсем недавно колледж провел областной вебинар по организации учебно-воспитательного процесса по дистанционно-образовательным технологиям. К данному мероприятию подключились более 50 колледжей области. Дистанционное обучение – это в большей части количественное взаимодействие, а качество этого общения –взаимодействия не всегда отвечает запросам участников образовательного процесса. Особую работу по созданию комфортного микроклимата поводит в данный период психолог колледжа Козлова Е.О.. Цель психолого-педагогического сопровождения – оказание именно психологической поддержки студентам, педагогам, родителям. Ежедневно проводились психологические консультирования (с помощью мессенджера WhatsApp, видеозвонки). Вопросы, которые возникали у клиентов, ( а это были не только студенты, педагоги, но и родители) касались не только тем образовательного процесса, но и личностного плана (страх перед завтрашним днем, дефицит общения и т.д.). Первой задачей было снять эмоциональный стресс, связанный со страхом за жизнь и здоровье, дать советы, как жить в условиях самоизоляции. На платформе Bilimal открыла площадку «Диалог с психологом», где с помощью программы «SURVIO» создавала анкеты, которые помогали выяснить отношения участников образовательного процесса к дистанционному обучению. Хочется сказать, что дистанционное обучение– это мера сегодняшнего дня, которая научила нас многому (мы свободно изучаем просторы Интернет, создаем контент, принимаем экзамены-онлайн…), но это не заменит теплого, тактильного общения, которое нам всем так необходимо.

Одной из актуальных проблем сегодня, в связи с действующим в стране режимом ЧП на фоне пандемии коронавируса, является вопрос о том, как результативно обучить всех наших учащихся и каждого обучающегося в отдельности. Большие затруднения поначалу внедрения ДОТ испытали преподаватели естественно-математического цикла. Как сказал Президент страны Касым-Жомарт Токаев, наша система образования должна готовить достойных граждан, обладающих суммой необходимых знаний, которые будут использованы на благо Отечества. Современное образование подразумевает развитие личности ребенка со всех сторон, а век технологий требует соответствующих знаний в сфере информативно-коммуникативных технологий. Учебное оборудование и использование различных средств наглядности стало неотъемлемой частью урока, а работа с ним для обучающихся – это источник новых знаний, и средство для лучшего усвоения, обобщения, повторения изученного материала. Для повышения уровня подачи материала на уроках преподаватель математики Лопатко И.Г. использует технические средства обучения, от качества которых зависит эффективность обучения. Их использование на уроках приводит к развитию познавательного интереса и мотивации к предмету. Одним из примеров данного обучения является программа «BANDICAM». Это компактная программа записи экрана дляWindows, может записывать, что происходит на экране ПК, в формате высококачественного видео.

Лопатко И.Г. считает: «Студенты могут не только слышать, но и вид е т ь преподавателя. В свою очередь я могу воспроизводить последовательно свои действия, выполнять различные арифметические действия, сокращать дроби». Данный образовательный ресурс позволяет разнообразить занятия, повысить мотивацию обучающихся и эффективность обучения. Анчуговой А.С. был создан сайт «Математическая копилка», который активен не первый год. На сайте «Математическая копилка» размещены разработки лекционных и практических занятий, контрольно-оценочные средства, тесты, кроссворды, презентации, материалы научно-практических конференций и публикаций, методические разработки внеклассных мероприятий и открытых занятий. Сайт разработан в целях обобщения и систематизации накопленных материалов, распространения собственного педагогического опыта в преподавании дисциплины «Математика», а также оказания образовательных услуг в интерактивном режиме. Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, дистанционное образование не позволяет провести лабораторные работы. Но это стало возможным благодаря цифровым образовательным ресурсам. Аманжолова М. К. поделилась с коллегами своими наработками: «На своих уроках использую сайт phet.colorado.edu, основанный в 2002 году Нобелевским лауреатом Карлом Виманом, проект PhETInteractiveSimulation в Университете Колорадо в Боулдере создает бесплатные интерактивные математические и научные симуляции. СимыPhET основаны на обширных исследованиях в области образования и вовлекают студентов в интуитивно понятную игровую среду, в которой студенты учатся с помощью исследований и открытий». Как один из способов обратной связи со студентами стала социальная сеть Инстаграм. В нашем колледже у каждого отделения есть своя страничка . Инстаграм был создан с целью повышения активности и результ ативно с ти профориентационной работы, а также для освещения всех важных событий (мероприятий, кружковой работы, праздников и т.д.), проводимых на отделениях. С помощью Инстаграм преподаватели и студенты могут поделиться своими достижениями. Летом с помощью Инстаграм многие абитуриенты связывались с администратором страницы и задавали интересующие вопросы, на которые получали полные ответы. Инстаграм – это не только популярная социальная сеть, но и современный, мощный и полезный инструмент для обучения, самореализации и повышения мотивации студентов и преподавателей. За два месяца обучения преподаватели не только обучали студентов, но вели активно воспитательную работу. Было проведено более 20 крупных мероприятий, челленджи, акции, в которых принимали участия студенты и преподаватели колледжа. Вхождение в систему дистанционного обучения поставило учебно –воспитательный процесс на новый уровень развития. Организации ТиППО сейчас приобретают новый, бесценный опыт работы - преподавание в онлайн- режиме. Конечно, есть еще проблемы. Но мы стараемся решить эти проблемы своевременно и оперативно. Дистанционное образование останется теперь в нашем опыте и будет использоваться в дальнейшем для подготовки специалиста в мире высоких технологий. Данное мероприятие было высоко оценено представителями Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области. В наше время, в 21 веке, невозможно представить проведение воспитательных и учебных мероприятий без пользования интернетом. И волею судьбы, мы оказались на карантине и в режиме дистанционного обучения, что дает нам возможность осваивать и пользоваться огромным количеством образовательных платформ, приложений и программ.

Индира УЛТАНОВА