Городской Совет ветеранов подготовил музыкально-поэтическую программу к 75-летию Победы «Как я выжил, будем знать только мы с тобой». Основой для нее стали солдатские письма, пронизанные болью и нежностью тех, кто писал их в короткие передышки между боями.
Со временем пожелтевшие и потертые треугольники с фронта стали бесценными реликвиями, являющими силу духа советских солдат и хранящие тепло их сердец.
Эти бесценные весточки ждали в каждом доме, в каждой семье, их многократно зачитывали перед родственниками и соседями, которые точно также с замиранием сердца ежедневно ждали появления почтальона, гадая, что он вручит: заветный треугольник или официальный бланк извещения?
Сегодня сложенные треугольником ветхие листочки стали архивными документами, по которым можно изучать не только историю войны, но и историю всего народа, пережившего самую страшную трагедию двадцатого века.
И хотя веет от них теплотой и домом, о котором в окопах тосковал каждый советский солдат, написаны они, без преувеличения, кровью и потом героев былых времен, от многих из которых, как поется в известной песне, не осталось порой имен.
Одно из таких писем безымянный солдат посвятил своему маленькому сынишке.
- Здравствуй, дорогой сынок Толе! – написал он, - 22 июня исполняется ровно год, как я не видел тебя, очень соскучился, часто тебя вспоминаю. Знаю, после смерти мамы вы остались одни, и вам не сладко, но тебе уже пять лет, вот какой ты большой у меня. Расти, сынок, сильным, будь умницей, люби своего братишку, учи его, заботься о нем, я скоро вернусь. Вот прогоним фашистов, и вернусь к вам. Крепко целую тебя, твой папа.
1941-ым годом датировано письмо Ивана Колоскова, адресованное любимой девушке.
- Я не прожил бы свою жизнь так счастливо, если бы не ты, Варя, – признается боец, - Спасибо тебе, родная. Человек стареет, а небо вечно молодое и бездонно синее, как твои глаза, в которые только бы смотреть и любоваться ими. Они никогда не постареют и не поблекнут для меня…
Через три дня автор этих строк скончается в лазарете от ран. Судя по содержанию письма, он предвидел свою близкую кончину, и, как мог, постарался успокоить и утешить дорогую подругу.
- Пройдет время, затянутся раны, люди построят новые города, вырастут новые сады, наступит другая жизнь, - написал он ей, - У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить! А я счастлив тем, что ухожу с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосков.
Аудитория, в которой собрались школьники и студенты колледжа, внимала проникновенным прощальным строчкам в полной тишине. Присутствующие с большим уважением и вниманием отнеслись к выступлениям, прозвучавшим на данном мероприятии, которое, к слову сказать, проходило без микрофонов (света в тот день не было), но никого призывать к порядку не пришлось, что лишний раз подчеркнуло, что для подрастающего поколения подвиги, совершенные их дедами и прадедами не пустой звук, а дорогая не зарастающая память.
Свидетельством тому стал и тот факт, что находившиеся на встрече молодые люди без всякого понукания подхватывали хорошо известные им песни военных времен –«Катюшу», «Землянку», «Журавлиная стая», «О героях былых времен» и другие, запевалами которых стал импровизированный хор группы совета ветеранов, в которую вошли Елена Рейслер, Евдокия Котова, Таисия Тихонова, Майя Гуреева, Тамара Кучеренко, Екатерина Прохорова, Ирина Демьянова, Надежда Скачкова.
Кстати, Надежда Степановна, являющаяся председателем первичной организации ветеранов работников образования с большим мастерством и тактом провела это мероприятие. Добавлю: оно было подготовлено с душой – в зале многие плакали, не скрывая своих слез, и хотя в основном это были представители старшего поколения, их эмоции, вызванные воспоминаниями о военном лихолетье, судя по реакции более молодых участников встречи, были хорошо понятны и им. Да и как не понять чаяния тех, кто ценою своих жизней отстоял для них возможность мирно жить и учиться. Разве кому-то могут быть не понятны чувства летчика, восхищавшегося неожиданно представшей перед ним тишиной и картиной бесконечного мироздания, которыми он поспешил политься с любимым человеком? Вот выдержки из его письма:
- Удивительная тишина вокруг, лишь стрекочут кузнечики… трава, солнце, как будто нас сюда на пикник собрали, а ведь люди уходят отсюда на смерть, - записал он свои впечатления, находясь на на аэродроме. – Но я умирать не собираюсь, у нас с тобой еще так много впереди. Вчера сажали на аэродроме деревья, пусть растут, может быть потомки вспомянут добрым словом.
Письмо было написано 12 июля 1941 года. В тот же день автор письма, поднятый по тревоге в небо, погиб в бою.
Нельзя не процитировать еще одно письмо, написанное в 1942 году Григорием Тертышышником. – Ксеня! Многие говорили, что война постепенно выветривает из души солдата человеческую нежность. Оказывается, подобные утверждения – сущая ерунда. Наоборот, мои чувства окрепли, углубились, превратились в нечто святое в моей душе. Верю в наше будущее – светлое, молодое и прекрасное, и ты в этом будущем олицетворяешь для меня чистоту и прелесть жизни, делаешь ее очаровательной, вечно юной и звенящей, как весенний ручей.
Григорий Тертышник – один из немногих, кто дошел до Берлина и встретил победу.
Как и любой из нас авторы процитированных писем хотели жить, любить, наслаждаться тишиной и любоваться мирным небом. Не всем было суждено осуществить эти простые желания, но благодаря им ныне здравствующие могут наслаждаться этими благами каждый день и час. И нет ничего ценнее на свете.
С заключительным словом выступила председатель городского совета ветеранов Галина Сычева. Она поблагодарила собравшихся за внимание, и рассказала, что в городе есть клуб «Поисковик», члены которого участвуют в раскопках на местах боевых действий.
-- К юбилею победы они представят найденные трофеи на выставке. Приходите! – обратилась она к присутствующим на мероприятии учащимся и ко всем горожанам.
Татьяна ЛЕБЕДЕВА
Фото автора