11 марта в Саранском техническом колледже состоялся областной семинар на тему «Создание единого образовательного пространства для непрерывного образования детей с особыми образовательными потребностями».
Участниками семинара были работники учебно-методического центра развития образования Карагандинской области, руководитель отдела образования города, директора колледжей Карагандинской области, директора школ, руководители дошкольных учреждений, члены попечительского совета, родители, социальные партнёры, преподаватели и мастера производственного обучения колледжей.
Темой обсуждения стало создание условий для реализации программ технического и профессионального образования для детей с особыми образовательными потребностями.
С приветственным словом к присутствующим обратилась директор Саранского технического колледжа Мамирова Меруерт Магруповна.
Она отметила, что в современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения - это процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить отношение к людям с ограниченными возможностями, ведь образование - это право каждого человека. Наша основная задача – создание условий и оказание помощи в социальной адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе детей с особыми образовательными потребностями. С момента реализации республиканского пилотного проекта «Инклюзивное образование» в колледже проведена работа по адаптации и обучению коллектива.
Методист Учебно-методического центра У. Дауыпбаева рассказала о работе центра по внедрению инклюзивного образования в образовательных учреждениях области, подготовке педагогов, проведении обучающих конференций, курсов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Затем М. Мамирова поделилась впечатлениями и рассказала о своей поездке в Финляндию по обмену опытом, об особенностях образовательной системы Финляндии.
Руководитель Отдела образования города Сарани Н. Жашибеков рассказал о работе по реализации инклюзивного образования в школах города. Он подчеркнул, что в городе во всех школах обучаются дети с особыми образовательными потребностями, но в общеобразовательной школе № 13 имеется площадка по реализации инклюзивного образования. В ГУ «Ясли сад «Колобок» работает коррекционная группа. Развитие системы инклюзивного обучения направлено, прежде всего, на защиту интересов детей, которые так или иначе вовлечены в обучение в общеобразовательной школе. Не секрет, что многие родители не хотят или не могут признать, что их ребёнок отличается от остальных детей и нуждается в особом подходе и специальных программах. Поэтому много детей с особыми образовательными потребностями не имеют специальных заключений и рекомендаций ПМПК. Это создаёт трудности и для ребёнка, и для педагогов. Педагоги, работающие в инклюзивных классах прошли соответствующую подготовку в Центрах повышения квалификации с обязательным получением сертификата. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. Вся внеклассная деятельность учащихся с ограниченными возможностями (кружковая, факультативная, воспитательная) осуществляется совместно с учащимися обычных классов. Конечно, инклюзивное образование - это сложный процесс, требующий определённой перестройки привычного уклада школьной жизни и создания определенных социально - образовательных условий, позволяющих осуществить на практике системный подход по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду.
Одним из колледжей, где реализуется пилотный проект «Инклюзивное образование», является Карагандинский технико-строительный колледж, рассказала методист колледжа Ж. Туржанова: «На базе нашего колледжа уже 5 лет идёт приём и обучение детей с особыми образовательными потребностями. В 2019-2020 году обучается 91 студент. Специальности, по которым обучаются дети с ООП, - «Декоративно-прикладное искуссво и народные промыслы», «Лесное хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство», «Дизайн интерьера, реставрация, реконструкция гражданских зданий», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Организация питания». На протяжении шести лет сформировался определенный ассортимент сувенирных и интерьерных изделий, выполняемых студентами. Это кожаные женские нагрудные, шейные, наручные украшения, выполненные в технике клейки, сутажа, плетения. А также кошельки, футляры для очков и телефонов, сувенирная продукция из фетра и войлока.
За период обучения детей с ООП приоритетом для нас является социализация наших выпускников в обществе, где им будут предъявляться общие требования, как ко всем работникам. Одним из способов достижения данной цели является индивидуальный подход в учебной работе, дополнительные занятия, консультации. Другой способ-вовлечение студентов в общественную жизнь колледжа: жестовое пение, театр авангардной моды, «Театр теней». За это время наработан определенный опыт работы. Важен адаптационный период для студентов-первокурсников, который состоит из нескольких этапов и длится до 4 месяцев. Затем следунт период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов.
В колледже созданы благоприятные условия для самореализации всех студентов. Проводятся спортивные соревнования, викторины, олимпиады, профессиональные конкурсы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации - это большая социальная и психологическая задача для коллектива, вся деятельность которого направлена на то, чтобы разбудить в студентах лучшие качества и сориентировать их на успех».
Инклюзивная школа - это, прежде всего, демократическая школа, которая имеет уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе с педагогами творчески работают над решением образовательных проблем.
Об этом рассказала директор специальной школы-интерната № 9 УОКО С. Бесжигитова: «Как и в других специальных школах, мы уделяем большое внимание трудовому обучению и воспитанию. Школа-интернат, где обучаются дети с ментальными нарушениями, не ориентирована на цензовое образование, поэтому учебные программы разработаны с учетом возможностей школьников. Учителями используются типовые учебные программы для наших учащихся по обновленному содержанию.
В интернате оборудованы специальные кабинеты: сенсорные комнаты, кабинет ЛФК, кабинет логопеда, кабинет социально-бытовой ориентировки. Имеются спальные комнаты для проживающих в отдаленных районах, столовая, спортивный и актовый залы, медкабинет, библиотека, музей. Для создания условий, необходимых для обучения и воспитания, оборудованы мастерские: швейного дела, слесарного дела, штукатурно-малярного дела и столярного дела. Для мастерских приобретены современные станки, оборудование, систематически пополняется материально-техническая база мастерских. Программы профессионально-трудового обучения, разработанные педагогами школы, учитывают индивидуально-психологические особенности учащихся.
Разработаны программы по специальностям «Текстильный дизайн, швея», «Строительство и эксплуатация зданий», «Младший медицинский персонал», «Сборщик корпусной мебели», «Рабочий по ремонту и монтажу сантехнического оборудования», элективный курс «Элементы физики и электротехники в быту и на производстве».
В школе-интернате реализуются программы дополнительного образования, начал свою деятельность Центр компетенций, работа которого нацелена на развитие трудовых навыков, социально-бытовых. Наши дети, окончив коррекционную школу, имеют необходимые трудовые навыки для дальнейшего обучения и успешное включение в самостоятельную жизнь».
Актуальность осуществления инклюзивного образования не вызывает сомнений. Система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу в разных направлениях. О реализации инклюзивного образования в рамках работы стажёрской площадки рассказала директор школы № 13 Г. Разагулова: «Стажерская площадка открыта в 2014 году. Обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей является одним из направлений стратегии развития школы. В этом учебном году в школе обучается 35 детей с ООП, из них 9 - на дому. Педагоги, работающие в инклюзивных классах, прошли курсы повышения квалификации в рамках инклюзивного образования. В школе организована работа службы социально-педагогического сопровождения. Ведётся мониторинг показателей здоровья, социальной адаптации, психического развития. Утверждена тематика психолого-медико-педагогических консилиумов, семинаров. В школе установлена система видеонаблюдения, пиктограммы,тактильные полосы и поручни для слабовидящих детей. На уроках реализуется индивидуальный и дифференцированный подходы, используются специальные приемы, облегчающие усвоение знаний. Дети с ООП посещают отделения школы искусств, спортивные секции. Коллективом создаются все условия для реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, оказывается психолого-педаго гическая помощь».
Наступает важный момент - время подписания меморандумов. Договор о сотрудничестве подписывается между ГУ «Отдел образования г. Сарани» в лице руководителя Н. Жашибекова и КГУ «Саранский технический колледж» в лице директора М. Мамировой и договор между КГУ «Специальная школа-интернат № 9 УОКО» в лице директора С. Бесжигитовой и КГУ «Саранский технический колледж» в лице директора М. Мамировой.
Гостей семинара приглашают на панорамные уроки. По окончании уроков перед участниками семинара выступает агитбригада колледжа в составе студентов групп ОП-17, ОП-19 и СД-19. Вниманию присутствующих представлена коллекция женских нарядов в национальном стиле. Эта коллекция в областном конкурсе - дефиле «БIЛIКТI ШЕБЕР заняла второе место. Изделия разработаны и выполнены студентами под руководством мастера производственного обучения Б. Райхановой и преподавателя специальных дисциплин А. Жексембаевой. В заключение семинара все участники получают чудесные сувениры, выполненные руками студентов.
Светлана Каримова